Зависть белая и зависть чёрная

Одной из наиболее распространённых моральных болезней во все времена была и остаётся зависть. Гордыня, чревоугодие, блуд, алчность, предательство и даже убийство – все они большей частью базируются на зависти.

статья опубликована в номере: 37 (578) / от 01 июля 2019 (Шавваль 1440 г.)
66

Именно из-за зависти произошло первое ослушание Творца. В Коране сказано (смысл): «И Мы сказали ангелам: “Поклонитесь Адаму (поклон признания, почтения)”. И все они поклонились, кроме Иблиса. Он отказался поклониться, возгордившись (сказав, что он лучше, чем Адам عليه السلام), и стал из числа неверующих» (сура «Аль-Бакара», аят 34).

 

Иблис (Сатана) позавидовал привилегированному положению новосотворённого Адама عليه السلام, из-за чего был проклят за ослушание. Именно зависть и высокомерие Иблиса стали причиной, ввергшей его в грех. Первое убийство на земле также произошло по причине зависти.

 

Кабиль, сын пророка и первого человека Адама عليه السلام, позавидовал своему брату Хабилю – из-за того, что Всевышний принял его пожертвования и отказался от жертвы Кабиля. В итоге Кабиль из-за зависти убивает родного брата.

 

Та же самая зависть довела братьев Юсуфа عليه السلام до того состояния, что они решили убить его, повинного лишь в том, что он был любимым сыном их отца – пророка Я’куба عليه السلام. В последний момент, по просьбе одного из них, братья передумали и бросили двенадцатилетнего Юсуфа عليه السلام в колодец.

 

Зависть – это неприязнь к человеку, наделённому Всевышним каким-либо благом, и желание, чтобы он лишился этого блага.

 

Зависть – это душевная болезнь, причём очень опасная. Порой она опасна даже больше, чем ядерное оружие, так как безвозвратно поедает хорошие деяния человека.

 

Зависть – источник всех бедствий и ключ к пагубным деяниям, она вызывает ненависть и злобу.

 

Зависть – это рана, которая никогда не заживает. Завистнику достаточно испытать зависть к кому-либо – и душевная боль уже не покинет его. Зависть ослепляет людей настолько, что они даже сегодня занимаются чёрной магией – только чтобы лишить другого человека его благ.

 

Иблис (Сатана), который первым проявил зависть на этой земле и не совершил покаяния в своём грехе, продолжает вводить человечество в заблуждение, сея фитну (смуту) и раздор, искушает и заставляет завидовать другим. Тем самым наносится колоссальный вред всему человечеству. Завистники никогда не признаются, что они не правы или заблуждаются.

 

При этом тратят жизненные силы на лишение другого человека его благ, абсолютно не задумываясь о последствиях. Зависть может быть к чему угодно и к кому угодно. Работник может завидовать коллеге из-за его продвижения по служебной лестнице, незамужняя девушка – семейному счастью подруги, родители – мамам и папам, чьи дети хорошо учатся, бизнесмен – успеху конкурентов и т. д.

 

Таких примеров может быть бесконечное множество. Корень всякой зависти один – это неприятие чужого блага, желание принести вред или зло другому человеку, чтобы он лишился благ, которыми его одарил Всевышний. Но человек такое существо, что не вникает в суть могущества и воли Аллаха ﷻ и может найти для себя предмет зависти по любому поводу.

 

Есть множество благородных хадисов Пророка ﷺ о разрушительной силе и пагубности зависти. Абу Хурайра  передаёт от Посланника Аллаха ﷺ: «Не завидуйте друг другу, не взвинчивайте цену, откажитесь от взаимной ненависти, не поворачивайтесь спиной друг к другу, не перебивайте торговлю друг друга и будьте, о рабы Аллаха ﷻ, братьями» (Муслим).

 

Также от него передаётся, что Пророк ﷺ сказал: «Остерегайтесь зависти, воистину, она пожирает благие дела, подобно тому, как огонь пожирает дрова» (Абу Дауд, альБайхаки). Абу Хурайра رضي الله عنه приводит, что Пророк ﷺ сказал: «Поистине, моя умма будет испытана болезнями предыдущих общин».

 

Сподвижники спросили: «А что за болезни были у тех общин?» Пророк ﷺ ответил: «Высокомерие, гордыня, стремление к богатству, соперничество, отдаление и зависть друг к другу (приводится: «даже будут притеснения и убийства»)» (ат-Табарани). От Зубайра ибну аль-Авама رضي الله عنه передаётся, что Пророк ﷺ сказал: «Поистине, к вам подступили болезни прежних общин (болезни прошлых племён и цивилизаций): зависть и ненависть.

 

Эта болезнь – лезвие. Но оно сбривает не волосы, а религию» (атТирмизи, Ахмад). От Замрата бин Сал’абата رضي الله عنه передано, что Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Не перестанут люди пребывать в благе, пока не станут завидовать друг другу» (ат-Табарани). Виды зависти Есть вид зависти, который дозволяется и приветствуется в Исламе, – это так называемая белая зависть (гыбта).

 

То есть когда видишь хорошее, что дано другому человеку, и не желаешь, чтобы тот лишился его. В то же время ты можешь стремиться приобрести такое же качество, умение, мастерство или благо, что есть у другого. Такая зависть допустима – когда ты радуешься за другого и сам стараешься следовать хорошему примеру.

 

Ибну Умар предаёт, что Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Не следует завидовать никому, кроме двух (отличающихся двумя качествами). Тому, кому Аллах ﷻ даровал знание Корана и кто читает его днём и ночью, и человеку, которому Аллах ﷻ даровал богатство и который расходует его во благо днём и ночью» (аль-Бухари, Муслим). Другой вид зависти, который не дозволен, – чёрная зависть.

 

Это когда человек желает, чтобы другой лишился благ, не важно, религиозных или мирских дел это касается. Чёрная зависть – это такое душевное состояние, при котором завидующий не может найти покоя души до тех пор, пока тот, кому он завидует, не лишится благ и предметов зависти или не окажется в униженном или тяжёлом положении. Да сохранит Аллах ﷻ нас и всю нашу умму от зависти и злобы по отношению к кому бы то ни было! Аминь.

 

МУХАММАДХАБИБ БУДУНОВ

Также в рубрике

Высказывания и афоризмы

Поклонение • «Знай же, что предпочтительным из видов поклонения Всевышнему является уверенность в Нём!»

В поисках «второй половинки»

Для мусульман в любой сфере деятельности нет лучшего примера для подражания, чем Пророк Мухаммад .

Самое ценное богатство

Ас-саляму алейкум, дорогие читатели! Давайте поговорим с вами о самом что ни на есть настоящем богатстве,

Лабиринт самосознания

Пророк Мухаммад ﷺ сказал: «О люди, знания приобретаются в результате стремления к ним»