Обряды, связанные с рождением ребёнка
Итак, этап первый: роды
Во время родов желательно читать аят «Аль-Курси» (сура «Аль-Бакара», аят 255), а также аят 54 суры «Аль-Араф». Это могут сделать родные и близкие, те, кто переживает о роженице. Если роды протекают тяжело, то желательно прочесть суру «Аль-Хашр», аяты 21–24.
Новорождённые дети слабы и беспомощны, но, чувствуя прикосновения шайтана по имени Умму Ссибян, они начинают плакать. И хорошо в этот момент прочитать дуа (мольбу), которую читала Марьям своему сыну пророку Исе عليه السلام: «Рабби, инна ни у’изуху ва зурриятаху мина шшайтани рражим». Сразу после рождения важно, чтобы первым, что услышал ребёнок, были слова восхваления Создателя («Альхамдулилляхи»).
Второй этап: имянаречение
Имя можно дать и ещё не родившемуся ребёнку, начиная с того времени, как в его тело вселилась душа, а это приблизительно 4-й месяц беременности. И в этом не будет ошибки, ведь ребёнок, находясь во чреве матери, всё слышит и чувствует.
Если плод родился мёртвым (произошёл выкидыш) после четырёх месяцев беременности и невозможно было узнать пол, то необходимо дать имя, подходящее как для мужчин, так и для женщин. К примеру, такими именами в арабском языке являются Майсарат и Хамзат.
На седьмой день после рождения желательно организовать небольшое мероприятие, приуроченное к рождению ребёнка (мавлид). Во время него наиболее благочестивый мужчина в роду или приглашённый имам в правое ухо ребёнка должен произнести слова азана, а в левое – икамат.
Что же касается выбора имени, то мальчику желательно дать имя, которое начинается со слова «абд» (раб) в сочетании с именем Всевышнего, к примеру: Абдулла (что значит «раб Аллаха ﷻ»), Абдуррашид и т. д. Также желательно, следуя сунне Пророка ﷺ, давать имена пророков, сподвижников, благочестивых людей, которых вы лично знали или встречали, с намерением, чтобы от того, в честь кого
назвали, ребёнок, по милости Творца, перенял благородные качества.
Этап третий: тахник (протирание нёба младенца чем-либо сладким)
Желательно, чтобы это был разжёванный финик или мёд. Посланник Аллаха ﷺ указал на этот прекрасный путь и зачастую сам совершал этот обряд малышам, о наречении имени которых его просили. Необходимо учесть, что тахник делается сразу после обряда имянаречения.
Этап четвёртый: акика (жертвенное животное)
Акика – это закалывание животного в честь рождения ребёнка с определённым намерением. Акику желательно совершить после имянаречения, на рассвете. За рождение сына закалывают двух баранов, за дочь – одного. Если не получилось совершить обряд акики на седьмой день, то желательно перенести его на 14-й или 21-й день.
Важно также учесть, что если ребёнок родился после захода солнца, то первым днём рождения считается следующий день. Намерение формулируется следующим образом: «Я намереваюсь заколоть это жертвенное животное за своего новорождённого сына или дочь ради Всевышнего Аллаха».
Что же касается мяса акики, то предпочтительно приготовить из него что-либо и пригласить на трапезу родственников, соседей, друзей. Согласно сунне Пророка ﷺ, желательно дать заднюю ножку жертвенного животного акушерке, принимавшей роды, в знак благодарности.
Очень важно во время приготовления мяса не ломать кости – в знак тафаула (хорошее предзнаменование), желая, чтобы жизнь ребёнка была лишена бед и невзгод. Если обряд акики по каким-либо причинам не был совершён до совершеннолетия ребёнка отцом, дедушкой или иным попечителем, то, повзрослев, мужчина или женщина могут сами за себя это сделать, следуя сунне Пророка ﷺ.
Этап пятый: бритьё
После обряда акики желательно побрить ребёнка, независимо от того, мальчик это или девочка. Срезанные волосы взвесить и раздать золото, равное этому весу. Если нет возможности раздать золото, то можно раздать серебром. Можно также отдать милостыню деньгами эквивалентно стоимости золота или серебра. Именно так повелел поступить Посланник Аллаха ﷺ своей дочери Фатиме رضي الله عنها при рождении у неё сына Хусейна رضي الله عنه.
УМАР КУРАМАГОМЕДОВ