28 марта
2024 года
поделиться

Ответы на вопросы (по Ханафи)

Есть ли закят на доллары, которые я отложил и в течение года их вообще не трогал? В первый год я закят из этих денег отдал.

 Вы должны выплачивать закят с долларов, поскольку они являются деньгами. Если они у вас останутся ещё на несколько лет, то за каждый год нужно выплачивать закят («Бахру Раик», 2:242).

Составить завещание (васият) является обязательным или желательным?
 

 Составить завещание является желательным (мустахабом). Ибн Салах сказал: «Человек, который умирает, не оставив завещания, не сможет разговаривать в загробной жизни. Кроме того, после смерти мёртвые по воле Всевышнего посещают друг друга, кроме того, кто не оставлял завещания» («Лубаб», стр. 706).

  С какими родственниками разрешено состоять в браке? 

 Просмотрите приложенные схемы для определения того, кто приходится вам махрамом. Со всеми другими родственниками вступать в брак разрешается. Однако следует отметить, что некоторые врачи не рекомендуют выходить за слишком близких родственников, поскольку это ослабляет гены. Нечто подобное передаётся от Умара  . Умар   сказал роду Са’иб: «Вы все стали слабыми, так женитесь же на женщинах не из своей семьи» («Аль-Бадр-ульМунир», т. 7, стр. 500).

 Мои махрамы-родственницы прабабушки, падчерицы, молочные сёстры, бабушки, тёща, молочные племянницы, мать, сёстры, молочная мать, племянницы, тёти со стороны отца, дочери, мачеха, тёти со стороны матери, внучки, сёстры по одному из родителей, молочные тёти, правнучки, жена сына.
Мои махрамы-родственники прадеды, молочные братья, дедушки, свёкор, молочные племянники, братья, молочный отец, племянники, муж молочной матери, дяди со стороны отца, сыновья, отчим, дяди со стороны матери, внуки, братья по одному из родителей, молочный дядя, правнуки, муж, 
дочери, отец, пасынки.

 
  Кроме махрамов, указанных в вышеприведённых схемах, есть и другие люди, считающиеся махрамами:

Для женщин:

1) бывший муж дочери,

2) бывший свёкор,

3) бывший отчим,

4) сын бывшего мужа,

5) молочный сын,

6) молочный внук,

7) молочный правнук и так далее (молочный праправнук…).

Для мужчин:

1) бывшая жена сына,

2) бывшая тёща,

3) бывшая жена отца,

4) дочь бывшей жены,

5) молочная бабушка,

6) молочная прабабушка,

7) молочная прапрабабушка и так далее,

8) молочная дочь,

9) молочная внучатая племянница (внучка молочной сестры),

10) правнучка молочной сестры и так далее.

 Следует отметить, что, хотя эти люди являются махрамами, это не означает, что мужчина или женщина имеют право иметь свободные взаимоотношения с такими махрамами, поскольку существует потенциальная опасность фитны. Под махрамом подразумевается человек, с которым запрещено (харам) вступать в брак. Тот факт, что вступать в брак с ними запрещено, не означает отсутствия опасности фитны. Поэтому нужно соблюдать дистанцию. Возможны свободные взаимоотношения только с близкими членами семьи – такими, как отец, мать, сын, дочь, брат, сестра, дядя, тётя, бабушка, дедушка.
(«Табйнул Хакаик», 2:101

Можно ли просить садака в мечети?

 Просить милостыню в мечетях нежелательно (карахат). Но если у вас просят в мечети, желательно давать. Здесь, конечно, имеется в виду, что просящий не мешает молящимся в мечети. Если же он мешает, то просить милостыню запрещено (харам), и не следует давать ему милостыню, чтобы он не мешал молящимся в мечети.

Я работаю в школе, прихожу домой поздно. У меня не получается вовремя на работе совершать намазы, не успеваю. Одним словом, я возмещаю их ночью. Какая участь ждёт меня?

 Вас ждёт участь того, кто пропускал молитвы без причины. Вы, конечно же, осознаёте, что не правы в том, что оставляете намаз, ссылаясь на нехватку времени. Известен хадис Пророка ﷺ, в котором говорится, чтобы человек делал для этого мира столько, сколько он пребывает здесь, и старался для того света столько, сколько он будет там. Мы не призываем оставить работу, но и не надо забывать, что на том свете мы предстанем перед Аллахом ﷻ вместе с нашими деяниями.  Уважаемые читатели, оставление намазов – тяжкий грех. От принятия Всевышним ваших намазов зависит ваша судьба на том свете. Отнеситесь к этому вопросу более серьёзно. Дай Аллах ﷻ нам понять важность соблюдения всех обязательных и желательных канонов Ислама.

 Можно ли по Шариату открывать ресторан или кафе? А если будут банкеты, что делать? Если клиенты сами будут приносить алкоголь, будет ли мне за это грех?  

 Вам разрешается открыть ресторан или кафе при соблюдении следующих условий:

1) Вы не будете продавать никаких алкогольных напитков.

2) Вы не будете продавать харам-блюда и харам-продукты.

3) Вы не будете брать деньги под проценты для развития ресторана. В своём ресторане (или кафе) вы можете принимать безалкогольные банкеты. Вам не разрешается допускать алкогольные напитки в ваше заведение.

Может ли женщина выходить на улицу не прикрывшись, как полагается по Шариату, если ей разрешает муж?

 Женщине запрещено (харам) выходить на улицу и показываться перед посторонними мужчинами, не укрыв своё тело, кроме лица и кистей рук. Такое решение не зависит от разрешения мужа. Всевышний Аллах ﷻ  в Священном Коране говорит: «И не показывайте вашей красоты, кроме лица и кистей рук» («Тафсируль Джалалайн»). Поэтому, сёстры, выходите на улицу прикрывшись ради довольства Всевышнего Аллаха ﷻ, и этим вы приобретёте успех как на этом свете, так и на том.

 Сподвижник Пророка ﷺ Али رضي الله عنه говорил, обращаясь к мужьям: «Как вы не стесняетесь, разве нет в вас ревности – разрешать своей супруге выходить перед чужими мужчинами, которые смотрят на неё, и она смотрит на них» (Ахмад, № 1118). Он однажды спросил у своей супруги, дочери Пророка ﷺ Фатимы: «Что является наилучшим для женщины?». Она ответила: «Чтобы её не видели мужчины, и чтобы она не видела их». Пророк ﷺ сказал: «Четыре категории женщин будут пребывать в Аду, и третья из них – женщина, которая не скрывала себя от мужчин и выходила из дома, выставляя напоказ свою красоту» («Кабаир», 1/172). 

Можно ли читать Коран без хиджаба, когда ты одна? 

 Если женщина одна и находится вне поля зрения немахрамов-мужчин, то в этом случае ей разрешается быть без хиджаба и читать Коран. Однако для неё будет лучше, если при чтении Корана она будет в хиджабе, поскольку это знак проявления большего уважения (адаб). Чем большее уважение (адаб) мы оказываем Корану, тем больше пользы мы из него извлечём.

 Были ли у нашего Пророка ﷺ братья и сёстры?

 У нашего Пророка ﷺ не было родных братьев и сестёр, но были молочные. Молочные братья: Масрух, Хамза бину Абдульмуталиб, Абу Салама бину Абдуласад аль-Махзуми (последних двух кормила Сувайба за четыре года до рождения Пророка ﷺ), Абдуллах ибну аль-Харис, матерью которого явилась Халима ас-Сайдия. Молочные сёстры: Хузайфа, Анисат бинт аль-Харис. Они также являлись дочерями Халимы («ар Равзуль-унф»).

Нужно ли возмещать посты за умершего человека?

 Если на усопшем есть пропущенные посты месяца Рамазан, либо посты назру или каффарат-посты, то если они пропущены по уважительной причине и у усопшего не было возможности их возместить – к примеру, посты, пропущенные из-за излечимой болезни, или он отправился в путь, в котором Шариат ему разрешил не соблюдать пост, и эта болезнь или его путешествие продолжились до смерти или он по излечении или по прибытии из пути взялся возмещать пропущенные посты и умер, так и не сумев их полностью возместить, – то нет на нём греха, следовательно, за умершего не нужно выплачивать каффарат (штраф за пропуск постов).

  Если же человек пропустил посты по шариатской причине, но до наступления смерти имел возможность их возместить, или он пропускал посты без причины, то не имеет значения, была у него возможность до наступления смерти возместить эти посты или не было; он впадает в грех, и с его оставленного имущества за каждый пропущенный пост необходимо выплатить каффарат (сделать искат). Если же умерший не оставил за собой имущества, то не вменяется в обязанность выплачивать за него каффарат. В таком случае исполнение за него (выплатить каффарат) будет желательным («Хашияту Тахави». Стр. 436).

Разрешается ли давать под проценты деньги немусульманину?

 Давать деньги под проценты запрещено (харам), и нет разницы – мусульманину или немусульманину.

Мне иной раз по работе приходится возить человека за спиртным до магазина и обратно до его дома. Я вожу его без спиртного. Разрешено ли это? 

Это не разрешено. Отвозя человека в магазин, продающий спиртные напитки, вы содействуете ему в покупке спиртного, что является грехом. А Аллах ﷻ говорит в Священном Коране: «Помогайте друг другу в благочестии и богобоязненности, но не помогайте друг другу в грехе и вражде» (Коран, 5:2). Вы должны совершить искреннюю таубу за содействие этому человеку в употреблении харама. В будущем вам следует вежливо отказаться отвозить его в магазин, торгующий спиртным.