Ответы на вопросы от 15.06.2019 (по Шафии)

1. – Нужно ли возмещать пост, если человек по незнанию совершал действия, нарушающие его? 2. – Можно ли реконструировать или поменять сломавшийся надгробный камень? 3. – Можно ли занимать часть общественной дороги, по которой ходят люди и ездит автотранспорт, под парковку частного автомобиля, создавая неудобства? 4. – Относится ли квас к категории «халяль»? 5. – Нужно ли жене ухаживать за мужем, чтобы он выглядел опрятно и ухоженно? 6. – Как определить время поста там, где бывают белые ночи, полярная ночь или день?

статья опубликована в номере: 36 (577) / от 15 июня 2019 (Шавваль 1440 г.)
106

1. – Нужно ли возмещать пост, если человек по незнанию совершал действия, нарушающие его?

– Любое действие, нарушающее пост и совершённое по незнанию, делает его (пост) недействительным, если только незнание не оправдано тем, что человек недавно принял Ислам, или тем, что он живёт далеко от знающих людей.


Аргументация:

«Если постящийся поел по забывчивости, то его пост не нарушается. Это же решение относится ко всему, что нарушает пост, кроме вероотступничества, даже если сразу же вернуться в Ислам. Также это решение распространяется на человека, который совершил нечто, нарушающее пост, не зная, что это действие нарушает его. Это касается случая, если его незнание оправдано тем, что он недавно принял Ислам, или тем, что он живёт далеко от людей, знающих это». («Тухфат аль-Мухтадж»)
 

 

2. – Можно ли реконструировать или поменять сломавшийся надгробный камень?

– Предназначение надгробного камня заключается в том, чтобы по нему узнавали имя покойного и место его погребения. Следовательно, если надгробный камень сломался или устарел, то можно и даже желательно его реконструировать или поменять.

Аргументация:

«Желательно установить надгробный камень у изголовья покойного, так как Пророк  поставил у изголовья Усмана бин Мазуна  (молочный брат Пророка ) большой камень и сказал: «По нему я буду узнавать могилу моего брата и в будущем смогу хоронить своих родственников возле него»».

 

«Со слов наших предыдущих учёных, под желательностью устанавливать что-либо, по чему будут узнавать могилы, понимается желательность записывать на нём имя покойного, чтобы узнавать его при посещении».
 

 

3. – Можно ли занимать часть общественной дороги, по которой ходят люди и ездит автотранспорт, под парковку частного автомобиля, создавая неудобства?

– Ибн Хаджар аль-Хайтами в книге «Тухфат альМухтадж» пишет: «Основная польза от дороги – возможность ходить, проезжать по ней, потому что дорога предназначена только для этого». «Также можно сидеть, стоять на улице, отдыхать, совершать разные сделки, заключать разные договора и т. д. Также можно ждать кого-то, если это не создаёт неудобства для проезжающих и проходящих».

 

Мухаммад ар-Рамли в книге «Нихаят аль-Мухтадж» пишет: «Однако в книге "Аш-Шамиль" пишется, что правитель мусульман имеет право потребовать от того, кто стоит на дороге, решить свой вопрос и отойти. И это решение верное, даже если вред от стоящего возникает изредка».

 

В субкомментариях к книге «Нихаят аль-Мухтадж» Али аш-Шабрамаллиси говорит: «Смысл его слов заключается в том, что это (право потребовать) запрещено отдельным лицам, так как это, возможно, приведёт к смуте. Однако если нет опасений, что могут возникнуть недоразумения, то отдельным простым людям тоже разрешается сказать об этом». 

Заключение:

Общественные дороги, согласно Шариату, не являются чьей-то собственностью, так как они предназначены для всех людей, и пользоваться ими, в том числе и парковать автомобили, имеет право каждый, не притесняя других и не создавая им большие неудобства. В то же время, если эта часть дороги отведена только для пешеходов, то есть является тротуаром, тогда парковать на ней автотранспорт нельзя, ибо тем самым мы создаём большие неудобства для прохожих.
 

 

4. – Относится ли квас к категории «халяль»?

– Квас является дозволенным напитком, потому что естественный процент этанола (спирта) в нём неспособен опьянить человека, так как период его брожения недолог. Но если квас слишком застоится, вследствие чего станет бродить и приобретёт свойство опьянять, то он станет нечистотой (наджасой), и употреблять его запрещено.

 

Если какой-либо напиток вызывает у человека состояние опьянения, то это является основанием считать его нечистотой (наджасой) и запретить его употребление. Если содержание в нём этанола (спирта), вызываемого путём естественного брожения или же брожения с помощью каких-то добавок, достигнет такого процента, что может привести к потере восприятия (способности к пониманию), то его запрещено употреблять.

 

Если же напиток не содержит естественного этанола (спирта), способного привести к потере восприятия, то такие напитки, например, квас, кумыс, кефир, разрешено употреблять.

 

Примечание:

Если квас изготовлен производителями спиртных напитков и пропущен через аппарат, в котором настаивался алкоголь, без его должной очистки, то квас будет считаться нечистотой, и его запрещено употреблять. 

 

Аргументация:

Любой напиток, который опьяняет в большом количестве, является запретным и в малом, и в большом количестве, будь это вино или что-то другое, в соответствии с хадисом, который передаёт имам аль-Бухари и Муслим: «Любой опьяняющий напиток (мускир) – харам (запретное)».

 

Также является достоверным хадис Посланника Аллаха ﷺ: «Я запрещаю вам употреблять малое количество того, что опьяняет в большом количестве». Имам Муслим в своём сборнике передаёт: «Всё опьяняющее – хамр (спиртное), и всё опьяняющее – харам (греховно)».

 

«Под опьянением подразумевается только лишь помутнение рассудка». «Причина запрета употребления спиртных напитков и их нечистоты в том, что от них происходит помутнение рассудка человека». «Виноградный сок становится нечистым (наджаса), когда в нём происходят изменения и он вызывает помутнение рассудка, даже если не меняет настроения». (Ибн Хаджар. «Тухфат аль-Мухтадж», «Хашия аш-Шабрамаллиси»)

 

5. – Нужно ли жене ухаживать за мужем, чтобы он выглядел опрятно и ухоженно?

– Делать это желательно. Жёны Пророка ﷺ сами ухаживали за ним. Достоверно известно, что Аиша رضي الله عنها и Зайнаб رضي الله عنها ухаживали за Пророком ﷺ. Они умащали его, мыли голову и расчёсывали его волосы.

 

Аргументация:

Передаётся, что Аиша رضي الله عنها сказала: «Я расчёсывала Посланника Аллаха ﷺ в то время, когда у меня были регулы (менструальный цикл)» (аль-Бухари). «Этот хадис указывает на дозволенность прибегать к услугам жены (в своих нуждах) по её доброй воле и на желательность того, чтобы женщина сама ухаживала за своим мужем». Также передаётся, что Аиша رضي الله عنها сказала: «Я надушила Посланника Аллаха ﷺ лучшими духами, которые только были у меня, до того как он вступил в хадж. Затем он вступил в обряд паломничества» (Муслим).

 

6. – Как определить время поста там, где бывают белые ночи, полярная ночь или день?

– Во время полярной ночи солнце не восходит, а во время полярного дня, наоборот, оно не садится. Поэтому нужно ориентироваться на время восхода и захода солнца в ближайшей местности, где солнце восходит и заходит. Во время белых ночей солнце заходит за горизонт, хотя и ненадолго, и со временем начинается рассвет, потом солнце восходит.

 

Поэтому время поста начинается с рассветом и заканчивается с заходом солнца, сколько бы день ни длился. Если солнце заходит и восходит, но глубокая ночь не наступает, то время ночного и утреннего намазов также устанавливают по времени намазов в ближайшей местности, где время этих намазов наступает при известных условиях.

 

Например, если белая ночь длится один час, а ночь в ближайшей местности, где можно определить время ночного и утреннего намазов, продолжается три часа, то ориентируются на это время. То есть если время ночного намаза наступает через час после захода солнца, а время утреннего намаза за час до восхода, то там, где полярная ночь, время ночного намаза наступает по прошествии первой трети ночи, а время утреннего намаза – по прошествии второй трети ночи.

 

И если пост в подобных условиях приводит к возникновению острой боли, обострению имеющейся болезни, затягиванию времени лечения, то можно и даже нужно его прекратить. Но необходимо возместить до наступления следующего Рамадана.

 

Аргументация:

«Ориентировка на ближайшую местность актуальна для тех, кто не имеет возможности наблюдать восход и заход солнца ввиду природно-климатических условий, и не тогда, когда оно (явление восхода и захода солнца) очевидно. При подобных обстоятельствах решение (относительно установления времени намазов) основывается лишь на этом». (Ибн Хаджар. «Тухфат аль-Мухтадж»)
 

 

Также в рубрике

Ответы на вопросы от 15.09.2019 (по Шафии)

1. Является ли выплата махра (брачного подарка) при женитьбе обязательной и каким должен быть махр? 2. Можно

Ответы на вопросы от 01.09.2019 (по Шафии)

1. Можно ли прервать молитву совершающему намаз индивидуально, если в это время начали джамаат-намаз

Ответы на вопросы от 01.08.2019 (по Шафии)

1. Достоверно ли высказывание, что грех за воровство, совершённое в Мекке и Медине, увеличивается

Ответы на вопросы от 01.08.2019 (по Шафии)

1. Когда нельзя вступать в обряды малого хаджа (умра)? И можно ли тому, кто вступил в паломничество по методу