19 апреля
2024 года
поделиться
Категория: Социальная

Грешные деньги

Наша семья много лет жила на съёмных квартирах. Это особенно неудобно, если хозяева живут в том же доме или в соседней комнате. Да и оплату в начале каждого месяца – вынь да положь. Но за всё это время и мысли не возникало о покупке собственной жилплощади в кредит под проценты. А такая практика встречается сплошь и рядом, более того, активно пропагандируется и рекламируется как самими продавцами экспресс-квартир, так и всевозможными кредитными организациями, которые предлагают свои недешёвые услуги за якобы копеечные проценты. Не только квартиры, но и любую мелочь легко приобрести после визита в «сердобольный» банк, радушные сотрудники которого в два счёта выдадут нужную сумму, оформив необходимые документы для вашей долговой ямы.

 Как известно, бесплатный сыр бывает только в мышеловке, а торговые центры так и манят, зазывают выгодной рассрочкой и низкими ставками. Как грибы после дождя появляются новые банки, готовые прямо завтра вручить вам заветную карточку с солидной суммой на счёте. А проценты так и капают, размер ссуды только растёт… А что делать, сказала одна знакомая, если деньги очень нужны, а их нет. Очень нужны на что? На новую мебель, бытовую технику, пышную свадьбу, на заграничный отдых?

 Аль-Хаким передал хадис: «Лихва (риба) бывает 73 видов, самый меньший из которых подобен совершению прелюбодеяния с собственной матерью». Но идёт ли человек к собственной матери, если у него нет жены? Берёт ли человек (мусульманин) кредит, то есть занимается ненавистным Аллаху ﷻ ростовщичеством (риба), если у него нет денег? Ибн Маджа и Аль-Хаким рассказали, посчитав это достоверным: «Всякий, кто разбогател за счёт лихвы, в конце непременно потерпит убыток».

 Деньги, взятые в долг под проценты, – ростовщичество, лихва, риба – одно и то же мерзкое явление, запрещённое Аллахом ﷻ. Ахмад и ат-Табарани передали слова Пророка ﷺ: «Один дирхем из лихвы, поедаемый человеком, который знает, что это лихва, хуже, чем 36 прелюбодеяний». Мы упрямо не слышим столь однозначные хадисы, не осознаём всей тяжести греха за безвинный и привычный с виду кредит (риба, лихва), который более ненавистен Аллаху ﷻ, чем разврат.

 Харамные пенсии – ещё один повод для диалога с совестью. Как-то раз моя молодая соседка простодушно призналась, что она ну никак не понимает родителей, которые тратят большие деньги на образование своих детей. Зачем, говорит она, целых пять лет оплачивать квартиру, проезд и питание в чужом городе, ещё всю жизнь и работать, если можно лишь за часть этих денег сделать пенсию и обеспечить стабильно безбедную жизнь своим детям. Признаться, я потеряла дар речи. И как тут не изумиться, если, во-первых, знания – это огромная милость Аллаха ﷻ, более того – это роскошь и удовольствие, которые не все могут себе позволить. Вовторых, у молодой женщины не было и тени сомнения относительно дозволенности этой «сделанной» пенсии.

 Ахмад рассказал от Ибн Умара : «Если кто-то купит платье за 10 дирхемов, один из которых добыт запретным путём, то молитва его не будет приниматься Аллахом ﷻ, пока это платье будет на нём». Потом Ибн Умар رضي الله عنه  заткнул пальцами уши и сказал: «Пусть они оглохнут, если я не слышал, как Пророк ﷺ говорил это!» Недавно и родственница (с двумя дипломами о высшем образовании) спокойно заявила, что работать она не намерена, сделает себе пенсию и будет сидеть с ребёнком дома. Только с какой стати государство должно бесплатно кормить и поить работоспособных здоровых лодырей?

 Некоторые родители тратят материнский капитал, чтобы сделать харамную пенсию, фактически обрекая безвинного ребёнка всю жизнь есть и пить харамную еду и носить харамную одежду. А ведь Пророк ﷺ сказал: «Если кусочек запретного окажется в животе человека, все ангелы земли и неба проклинают его, пока тот кусочек находится в его животе, и если он умирает в этом состоянии, то пристанищем его будет Геенна». Аллах ﷻ даёт родителям хорошенького здорового ребёнка, а те документально утверждают, что он больной. И настолько больной, что за это государство должно ежемесячно выплачивать ему компенсацию.

 Незаконная пенсия – это деньги не из ниоткуда, не бесхозное добро. Государство – это не бездушный механизм, не вакуфная земля, а реально существующие конкретные люди, их труд и деятельность. Как мы знаем, после прихода друга Умар-Асхаб  погасил одну свечу и зажёг другую. Когда тот поинтересовался, зачем он так сделал, Умар-Асхаб  ответил: «Пока ты не пришёл, я занимался государственными делами и пользовался казённой свечой. Разговор с тобой – моё личное дело, поэтому я и зажёг свою личную свечу».

 По последней переписи населения, на территории России проживают 145 млн человек, хотя наверняка сейчас эта цифра намного больше. И только представьте: в Судный день придётся держать ответ не только перед Аллахом ﷻ, но и перед 145 млн человек, из чьих карманов были сворованы эти ежемесячные и пожизненные пенсии. Именно сворованы. Товарищи лжеинвалиды каждый месяц грабят 145 млн человек, каждого из них. К каждому лезут в карман и бесцеремонно отсчитывают себе от 10 до 18 тыс. рублей.

 Чужие деньги, которые потенциально могли быть использованы на строительство дорог, улучшение здравоохранения, выплату социальной помощи, строительство детсадов и школ… Деньги не президента, не чиновников, не бездушной машины, а трудового народа, который поддерживает жизнь государства и платит налоги. Тем более обидно, что из-за липовых болезней и пенсий зачастую фактические инвалиды или вовсе не могут получить помощь от государства, или им тоже приходится за это платить. Мой сосед в результате травмы лет 20 назад остался с обрубками рук, в первое время как инвалид получал пенсию, однако работники пенсионного фонда продлить инвалидность отказались. Видимо, оптимистичные сотрудники ВТЭКа надеются, что ладони и пальцы у бедняги отрастут. В итоге человек остался без законной пенсии.

 Наряду с кредитами харамным является и подкуп, ибо Всевышний Аллах ﷻ проклял и тех, кто даёт взятки, и тех, кто берёт их. Обучаясь в вузе, волей-неволей попадаешь в разные ситуации: то предмет слишком нудный или кажется неодолимо сложным, то преподаватель привык ставить оценки не за знания, а за деньги. Но, скажем прямо, знающий студент в любом случае может сдать экзамен или получить зачёт. Другое дело, если оценка ему нужна без личных усилий.

 Для высших учебных заведений коррупция – привычное явление. Однако, говоря о взятках, я вспоминаю своего преподавателя, чья честность буквально бросалась в глаза. Обучая студентов университета, имея столько возможностей получать хорошие деньги всего-то за подпись в зачётке, он ходил всегда в поношенной, потёртой одежде, имел самый простой телефон, а машины вообще не было. Ему дважды в год предоставляются сотни соблазнов пополнить личный бюджет, но он до сих пор продолжает оставаться честным (и бедным). Другой преподаватель лет 10 не мог сменить свой серый пиджак. Студенты их уважали уже только за это. Во многих вузах Дагестана зарплаты рядовых преподавателей очень даже скромные. 10–15 тысяч в месяц – на продукты, проезд, коммунальные услуги плюс расходы на семью. И героический подвиг – оставаться честным преподавателем при таких доходах.

 Ибн Хиббан в своём «Сахихе» рассказал: «Не попадут в Рай плоть и кровь, выросшие на запретном, – Огонь более достоин их». Этот мир – лишь краткий миг, впереди же вечный Рай или вечная Геенна. Выбор за нами. Когда хотели сжечь пророка Ибрахима عليه السلام, один из муравьёв стал носить воду во рту и выливать её на костёр. Тогда остальные звери спросили удивлённо: «Разве ты надеешься своей водой погасить это пламя?» Муравей ответил: «Нет, я не надеюсь, что смогу его погасить, но я надеюсь, что когда Аллах ﷻ спросит у меня: «Что ты делал, когда сжигали Моего пророка?!», то это будет оправданием перед Всевышним». Как этот муравей пытался погасить пламя, так и мы, мусульмане, должны стараться загасить огонь взяток и ростовщичества, отдалившись от них.

 Идеал недостижим, но, стремясь к нему, человек становится прекраснее. Всегда есть выбор между добром и злом, дозволенным и харамным. Мы не можем изменить мир, но каждый из нас, будь то учитель или врач, чиновник или судья, директор или депутат, – решает сам, каким будет его статус перед Господом Богом ﷻ, Законом и своей Совестью.

БАРИЯТ МАГОМЕДОВА , БУЙНАКСКИЙ РАЙОН РД