29 марта
2024 года
поделиться
Категория: История

Великое наследие мусульман Крыма

Ислам пришёл в Крым в ХIII веке и оставил большой след в крымской истории: многочисленные битвы и завоевания, времена Монгольской империи, Золотой Орды, а также Крымского ханства, создание государства и культурное формирование полуострова как уникального субъекта. За 700 с лишним лет были утрачены многие военные достижения и большая часть культурных. Но то, что сохранилось, до сих пор вызывает восхищение у жителей и гостей Крыма.

Когда Ислам стал государственной религией Золотой Орды, очевидно, что хан Узбек собирался сделать Крым образцовым регионом и построил в 1314 году мечеть Солхат. Крымские учёные периода Золотой Орды прославились и за пределами своей исторической родины.

 

Многие богословы получили известность в различных центрах мусульманского мира того времени – Каире, Дамаске, Иерусалиме (Кудус), Бурсе, Эдирне и т.д. Уровень знаний крымских учёных был очень высок. Это подтверждают многие примеры из истории. Крымский учёный Омер Эфенди, переселившись в Стамбул, стал мударрисом (преподавателем) знаменитого медресе Сулеймание.

 

Осман Эфенди, его старший брат, был назначен на ещё более высокую должность – начальника отдела по принятию фетв в управлении шейх-уль-ислама (фетва эмини). Сын же Османа-эфенди – Татарджик Абдуллах – прославил этот род. После нескольких лет в должности мудериса он стал инспектором священных городов Мекка и Медина, затем кадием Иерусалима, Египта и Медины и, наконец, кадыаскером Румелии.

 

Татарджик Абдуллах был автором проекта государственных реформ в Османской империи. Проект оказался успешным, в результате чего Селим III назначил Абдуллаха Татарджика главой учреждённого при собственной персоне Совета по подготовке и осуществлению преобразований. Абдуллах-эфенди вошёл в историю Турции как известный государственный деятель, учёный и богослов, его пример продемонстрировал яркую способность глубоко религиозного деятеля служить на благо Ислама, а также быть успешным на общественно-политическом поприще.

 

Ещё одним выдающимся учёным был известный богослов, специалист в области традиционных исламских наук, философии и филологии Мехмед Аккирмани. Он родился в г. Аккирмане (ныне – г. БелгородДнестровский) в семье уроженца нынешней Феодосии Кефеви Хаджи Хамида Мустафы.

 

В Аккирмане оно получил образование и провёл значительную часть жизни. В 1753 году был назначен на должность кадия Измира (Турция), в 1758 году – кадия Египта. В эти же годы исполнял обязанности придворного преподавателя при султанском дворе. В 1759 году был назначен кадием Мекки. Здесь же, в Мекке, умер в 1760 году.

 

Основной деятельностью Мехмеда Аккирмани были традиционные исламские науки: комментирование Корана, хадисоведение, богословие, право и др. Ему принадлежит множество трактатов по философии и филологии. В настоящее время известны более 20 трудов учёного, многие из которых в разное время дважды, трижды и даже четырежды были опубликованы в Стамбуле.

 

Можно упомянуть многих суфийских шейхов крымского происхождения, а также, пожалуй, самый уникальный объект на полуострове – текие дервишей. Обитель дервишей в Евпатории состоит из трёх зданий: текие, мечеть и медресе. Строение было возведено примерно в XV веке. Это единственный исторический памятник подобного рода на территории Крыма.

 

В период золотоордынской эпохи были написаны самые известные литературные произведения. Это поэма Котба «Хосров и Ширин», прозаическое сочинение Махмуда Болгари «Нахджель-фарадис» («Пути, открытые в рай») и поэма Сайфа Сараи «Гюлистан бит тюрке» («Тюркский Гулистан»).

 

Говоря о великом наследии крымских мусульман, стоит упомянуть и о шедеврах мусульманской архитектуры в Крыму. Сокровищница первых мусульманских культурных объектов расположена в городе Старый Крым. Одной из первых мусульманских построек в Крыму считается мечеть султана Бейбарса.

 

Султан Египта и Сирии эль-Мелик Бейбарс из рода Бахри, желая прославить своё имя в истории, в 1277 году выделил 2000 динаров на строительство мечети, которая была построена спустя десять лет. Сейчас от знаменитого здания остались только руины. Вблизи от неё расположена сохранившаяся со средних веков мечеть хана Узбека.

 

Она была заложена в 1312 году и полностью сохранилась до нашего времени. В 1332 году к мечети достроили ещё и медресе, инициатором постройки была богатейшая женщина Инджибек-хатун. Мечеть является туристическим центром современного Старого Крыма. И при этом действует для прихожан. Богатейшее историческое прошлое ещё одного крымского города восхищает даже самых искушённых туристов.

 

Бахчисарай – старинный и колоритный город, название которого в переводе с татарского означает «дворец в саду». В 1532 году этот город стал столицей Крымского ханства. Знаменитый Ханский дворец был построен в XVI веке при хане Сахибе I из династии Гиреев. Бахчисарайский дворец – уникальное место. Это не только памятник истории и культуры, но и единственный в мире образец архитектурного стиля, характерного для крымско-татарских дворцов.

 

На территории дворца располагается музей, посвящённый культуре и истории крымских татар. Сегодня в Крыму Ислам играет весомую роль, несмотря на то, что на полуострове 175 национальностей и 750 религиозных организаций (к июлю 2018 года, согласно информации на сайте Министерства юстиции Российской Федерации). Религиозные верования Крыма включают в себя Православие, Ислам, Иудаизм, Караимизм, Католичество и армянское апостольское Христианство.

 

За последние два года в Крыму построено 150 мечетей. Однако сегодня все мусульмане Крыма с нетерпением ждут возведения Соборной мечети в Симферополе. Стройка началась ещё осенью прошлого года. Соборная мечеть Крыма станет одной из самых больших в Восточной Европе: её высота составит 35 метров, высота минаретов – 51 метр, вместимость – более 5 тыс. человек.

 

АДЕЛИНА ХЕГАЙ