29 марта
2024 года
поделиться

Нечистоты

Нечистоты делятся на два вида: 1. Настоящие нечистоты (наджаса). Их называют грязью – это моча, кал, кровь и др. 2. Смысловые нечистоты (хадас). Это шариатский признак, выявляющийся на определённых частях тела.

Значение чистоты в Исламе

Ещё до появления современных болезней Ислам определил человеку пути защиты себя от большинства из них. Это соблюдение гигиены и чистоты. Пророк ﷺ сказал: «Чистота – половина веры» (Муслим). Ислам сделал очищение обязательным условием для совершения намаза.

 

Пророк ﷺ сказал: «Ключ к намазу – очищение», т. е. очищение от наджасы и хадаса. Нарушенное омовение обновляется малым или полным омовениями. В омовение же входит очищение рта, носа, зубов и т. д. Пророк ﷺ сказал: «Если бы я не думал, что это может быть затруднительным для моей уммы (общины), то я повелел бы им пользоваться сиваком (щёточкой для чистоты зубов и полости рта) перед каждым намазом» (аль-Бухари, Муслим и другие).

 

Ислам повелевает супругам после половой близости совершать полное омовение, т. е. искупаться. Также требованиями Ислама являются: стрижка ногтей, совершение обрезания, удаление волос из-под мышек, сбривание волос с интимных частей тела, очищение водой после посещения туалета, соблюдение чистоты и т.п. Соблюдение чистоты переняли от последователей Ислама и представители других конфессий и народностей.

 

Настоящие нечистоты (наджаса)

1. Мясо и другие органы свиньи (волосы, шкура и т. д.).

2. Мертвечина (будь то съедобного животного или несъедобного).

3. Кровь животного при закалывании. (Кровь рыбы из печени, селезёнки или после разделки, оставшаяся в сосудах, не является наджасой.)

4. Гной, т. к. он произошёл из крови.

5. Навоз или кал (животного или человека), кроме птичьего помёта.

6. Моча человека, животных и мышей (кроме летучих мышей). Летучие мыши справляют свою нужду в воздухе и защититься от этого сложно, поэтому здесь есть прощение (афву) при попадании их нечистот на одежду или еду, а если попадёт в посуду, то не прощается.

7. Рвотная масса (человека, кормящего грудью ребёнка, животного).

8. Аль-мазью – светлая жидкость, выходящая при возбуждении человека, до семяизвержения.

9. Аль-вадью – чуть помутневшая жидкость, исходящая до мочеиспускания или после.

10. Аль-хамру – опьяняющий напиток.

11. Молоко тех животных, мясо которых есть запрещается.

12. Морские животные, умершие в воде (своей смертью). Если человек выловит их и они умрут на суше, то наджасой они не являются.

13. Моча дитяти (мальчик или девочка, которые не ели ничего, кроме молока матери). Нельзя очиститься, как по мазхабу имама аш-Шафии, просто окропив мочу мальчика водой.

14. Аль-мани. По мазхабу Абу Ханифы, сперма (жидкость) человека является нечистотой. Сперма животных также является наджасой.

15. Жидкость наподобие воды, выходящая из ран.

16. Собака. Нечистота делится на сильную, слабую, сухую, жидкую, видимую и невидимую. По Абу Ханифе, сильная нечистота – это наджаса, для которой есть факт, не опровергающийся другим аргументом. Ученики Абу Ханифы Абу Юсуф и Мухаммад говорят, что эта наджаса является сильной по причине единогласия всех имамов в этом мнении. А если будут разногласия (хилаф) у имамов, то она становится слабой наджасой. Сухая наджаса – нечистота, подобная мертвечине. Жидкая – нечистота, подобная моче.

 

Афву (прощается) нечистота:

1. От помёта птиц (съедобных).

2. От наджасы, не достигшей размера дирхема (монеты), даже если нечистота сильная. Если она имеет размер дирхема, то её нужно обязательно смыть.

3. Если жидкая нечистота имеет объём меньше объёма ладони.

4. Если испачкано слабой нечистотой меньше одной четвёртой части одежды. Если запачканное место находится на теле и загрязнено меньше одной четвёртой части органа тела, также есть снисходительность.

 

Прощающейся наджасой является нечистота, подобная моче животных, мясо которых разрешено употреблять в пищу. Также делается афву относительно крови рыб; слюны мула или осла; брызг уличной грязи; дыхания грязного животного; пыли наджасы; брызг (размером с иголочные точки) нечистоты.

 

Способ очищения от наджасы

Если нечистоту видно, то её необходимо смыть. Если трудно удалить цвет или запах этой нечистоты, то это не вредит. Невидимую нечистоту смывают, пока не удовлетворятся очищением. Если смывать нечистоту в простой воде, то вещь от неё очищается, будь то одежда или посуда. Выжимать её нет необходимости.

 

При мытье поливом воды нужно мыть трижды и после каждого раза выжимать. Что касается предметов, очищаемых поливом воды, но которые невозможно выжать (ковёр, палас, доска, плита и др.), то имам Мухаммад говорит, что они не очистятся. Абу Юсуф говорит, что очищаются, если после каждого раза их высушить.

 

Цель высушивания – испарение исходящих от предмета капель. Из этих двух мнений предпочтение можно отдать Абу Юсуфу, хотя оба мнения имеют достаточный аргумент. При мытье в тазике загрязнённого предмета достаточно трижды заменить воду в тазике с последующим выжиманием предмета. При замене воды в первый раз таз нужно три раза сполоснуть, во второй раз – дважды, в третий – один раз.

 

Как удалить наджасу, не смывая

1. Протирание. Если эта наджаса находится на обуви и имеет предметность (т. е. тело), то её достаточно протереть о землю и удалить. Моча к этой категории не относится.

2. Вытирание. Этим способом можно очистить гладкие вещи (нож, стекло, кинжал, утварь и др.).

3. Земля от наджасы очищается высыханием. Так же очищаются находящиеся на земле деревья, камни и т. д., но с этого места нельзя брать глину для сухого омовения (таяммума). Смысл очищения – дозволение совершить намаз на том месте.

 

По мазхабу Абу Ханифы протиранием очищаются от спермы. Оставшаяся после протирания нечистота не вредит, как и не вредит оставшаяся после мытья.

 

От нечистоты, попавшей на сухие продукты (масло и т. д.), очищаются удалением верхнего слоя. Если масло жидкое, то оно очищается, если долить в него воду в три раза больше его объёма. Масло окажется сверху – вода снизу.

 

Если нечистота превратилась в другой предмет, к примеру, хмельной напиток, изготовленный из винограда, – в уксус, навоз – в золу, то они этим самым очищаются. Шкура мертвечины очищается дублением. Шкура животного, мясо которого нельзя есть, очищается, если животное зарезать и разделать. Не очищается никогда только свиная кожа. Сжиганием удаляется наджаса, такая как навоз. Голова барана от засохшей крови также очищается путём поджаривания. Если загрязнённую землю перекопать, то она очищается.

 

Удаление нечистоты

Аль-истинджа’ – это удаление нечистоты (наджасы), выходящей из половых органов и заднего прохода мужчины и женщины. Очищение от этой наджасы является желательным, если она незначительна, а если чуть больше, то обязательным.

 

Очищение производят водой, камушками, чистой тряпкой и т. д. От незначительной наджасы очищаются водой, камушками или другими предназначенными для этого предметами. Если же наджаса значительная, от которой обязательно нужно очиститься, то применяют не что иное, как воду. Лучше всего очиститься сперва твёрдыми предметами (наподобие камушков), затем подмыться водой.

 

При любом очищении лучше пользоваться водой. При очищении желательно использовать предметы, удаляющие наджасу, но не слишком грубые, как саман. Нельзя пользоваться гладкими предметами, такими как жемчуг, загрязняющими, как уголь, вредными, как стекло, дорогими, как шёлк (в этом есть расточительство). Желательно подтереться три раза и только левой рукой.

 

Пророк ﷺ сказал: «Когда кто-нибудь из вас справит малую нужду, то не очищайтесь правой рукой». Нельзя очищаться пищевыми продуктами (в этом есть неблагодарность благам Всевышнего). Также нельзя пользоваться костью и кизяком.

 

Абу Хурайра  передаёт хадис, где Пророк ﷺ повелел не очищаться костью и кизяком, т. к. они являются едой джиннов. (аль-Бухари) Во время справления нужды необходимо укрыться от людских глаз и нельзя выставлять свой аврат (запретные для постороннего взгляда части тела). Желательно до и после подмывания помыть руки.

 

Посещение уборной

1. Входить в туалет нужно с левой ноги, выходить – с правой. Перед входом произносят «Аллахумма инни а‘узу бика миналь хубси валь хабаиси» («О мой Аллах ﷻ, я прошу защиты у Тебя от вреда сатаны обоих полов»).

2. В уборную нельзя брать с собой Коран, записи аятов или записи прекрасных имён Аллаха ﷻ. От Анаса رضي الله عنه передают, что Пророк ﷺ перед посещением уборной снимал и оставлял своё кольцо снаружи, так как на кольце было написано «Мухаммаду ррасулюллах». (аль-Бухари, Муслим)

 

3. Порицается испражняться против ветра и на могилах.

4. Порицается сидеть, повернувшись лицом или спиной к Каабе, даже если находишься внутри ограждения. Пророк ﷺ сказал: «Вы не поворачивайтесь во время испражнения и справления нужды к Каабе ни лицом, ни спиной». (аль-Бухари, Муслим)

 

5. Порицается поворачиваться авратом к луне или к солнцу при их восходе и закате.

6. Порицается испражняться на прохожей части дороги. Пророк ﷺ сказал: «Вы берегитесь двух действий, за которые проклинают. Это справление нужды на прохожей части дороги и там, где люди прячутся в тени от сильной жары» (Муслим). Также порицаемо справлять нужду вблизи колодцев, рек, озёр и фруктовых (плодоносящих) деревьев.

 

7. Порицается справлять нужду в стоячую воду. В зависимости от объёма воды меняется и степень порицания. Если вода проточная, то в этом также есть порицание (карахату-танзих). Пророк ﷺ сказал: «Пусть никто из вас не справляет малую нужду в стоячую воду» (аль-Бухари).

 

8. Порицается справлять малую нужду стоя. 9. Порицается разговаривать во время справления нужды, кроме как в исключительных случаях. 10. После выхода из уборной произносят: «Гуфранака. Алхамдулилляхи ллязи азхаба ‘анниль аза ва ‘афани». («О Аллах! Я прошу у Тебя прощения за прекращение поминания Тебя во время моего пребывания в этом месте. Вся хвала Аллаху ﷻ, Который освободил меня от всего вредного и вернул меня в здоровое состояние»).

 

ИЗ КНИГИ “ЭНЦИКЛОПЕДИЯ НАМАЗА”
МУХАММАД-ФАРУК АЗИМОВ