Ответы на вопросы от 01.06.2019 (по Шафии)

1. – Выплатив досрочно закят уль-фитр, находясь в праздничную ночь в другом населённом пункте, нужно ли его выплачивать ещё раз? 2. – Когда выплачивать выкуп в муддах тем, кто не может соблюдать пост? 3. – Расскажите, пожалуйста, о посте в месяце Шавваль. 4. – Кому из должников выплачивается закят? 5. – Каким путникам дают закят? 6. – Что надо делать, если пост был пропущен по уважительным или неуважительным причинам? 7. – Кто является бедняком или малоимущим, и в каких ситуациях им полагается закят?

статья опубликована в номере: 35 (576) / от 01 июня 2019 (Рамадан 1440 г.)
76

1. – Выплатив досрочно закят уль-фитр, находясь в праздничную ночь в другом населённом пункте, нужно ли его выплачивать ещё раз?

– Мухаммад ат-Тармаси в субкомментариях на «АльМанхадж аль-Кавим» пишет следующее: «Если человек досрочно выплатил закят уль-фитр, а во время захода солнца накануне праздничной ночи оказался в другом городе, то закят уль-фитр не засчитывается, и его нужно выплатить заново. Это мнение Ибн Хаджара альХайтами. А по мнению имама ар-Рамли, закят уль-фитр будет засчитан и снова выплачивать его не надо».
Заключение: По этому вопросу есть два мнения, о которых сказано выше. Каждый имеет право следовать любому из них.
 

 

2. – Когда выплачивать выкуп в муддах тем, кто не может соблюдать пост? 

– Мухаммад ар-Рамли в книге «Нихаят аль-Мухтадж» говорит: «Те, кто не обязан соблюдать пост вследствие хронической болезни, старости, а также беременности и грудного вскармливания, должны выплатить выкуп – мудд (576 г).

 

При этом нельзя выплачивать его предварительно, за два дня и более. Мудд определённого дня надо выплачивать в этот день или же в ночь перед ним. Если отложить выплату мудда до следующего года, к нему из-за этого ничего не добавляется».


Заключение:

Лица, не соблюдающие пост Рамадана по уважительной причине, могут выплатить выкуп муддами в конце месяца вместе с закятом аль-фитр.
 


 
3. – Расскажите, пожалуйста, о посте в месяце Шавваль. 

– Ар-Рамли в книге «Нихаят аль-Мухтадж» пишет: «Желательно (суннат) соблюдать шесть дней поста в месяц Шавваль, так как достоверно передано, что Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Тому, кто постился в месяц Рамадан, а потом ещё шесть дней месяца Шавваль, будет вознаграждение как за пост в течение всей жизни», то есть вознаграждение как за обязательные посты всей жизни».

 

Аш-Шабрамаллиси, комментируя вышесказанное, пишет: «То есть вознаграждение как за пост в течение всей жизни, если он соблюдал его в месяц Рамадан полностью и шесть дней в Шаввале каждый год. Если же человек несколько лет соблюдал шесть дней поста в месяце Шавваль, а несколько лет не соблюдал, то он не получит такого вознаграждения.

 

Если он постился весь месяц Рамадан и шесть дней в Шавваль, то получит вознаграждение как за соблюдение одного года поста. А если после Рамадана он не соблюдал шесть дней Шавваля, то, соответственно, получит вознаграждение как за десять месяцев (так как любое благое дело увеличивается десятикратно)».

 

Далее ар-Рамли говорит: «...Если соблюдать пост эти шесть дней в месяц Шавваль не подряд, а в течение всего месяца, то этого достаточно для соблюдения сунны, но ценнее начать поститься сразу после праздничного дня и подряд.

 

...Если человек в месяц Шавваль или в день Ашура (десятое число месяца Мухаррам) будет возмещать обязательный пост или соблюдать пост как обет (назр) или другие посты, то он получит вознаграждение как за этот пост, так и за суннат-пост. Но он не получит полноценного вознаграждения, которое получил бы, соблюдая сам суннат-пост в этот месяц, а не возмещаемый».
 

 

4. – Кому из должников выплачивается закят?

– Саид ад-Давани в книге «Бушр аль-Карим» пишет: «Третья категория получателей закята – должники, и они делятся на следующие виды:

 

1. Человек, который взял в долг ради прекращения раздора между спорящими, враждующими сторонами, даже если там присутствует тот, кто может прекратить этот раздор без его усилий. В этом случае ему дают сумму его долга, если срок выплаты долга наступил и он его не выплатил, даже будучи обеспеченным и владея деньгами и другим имуществом, потому что польза его действий распространяется на других.

 

2. Человек, который взял в долг для угощения гостя, строительства мечети или моста или же для освобождения пленного и тому подобного из общих интересов. В этом случае ему даётся закят, даже если он обеспеченный, но на данный момент не владеет именно деньгами, если срок выплаты долга наступил, и он сам не выплатил его со своего имущества.

 

3. Человек, который взял в долг для своих нужд и израсходовал его на дозволенное, или же взял в долг для запретного, однако покаялся, и по его поведению видно, что его раскаяние искреннее, даже если с момента покаяния не прошло много времени. В этом случае ему дают сумму его долга – если срок выплаты долга наступил и он не в состоянии его выплатить.

 

Далее, если у него ничего нет, то ему дают закят в сумме его долга. Однако если он владеет чем-либо, но при этом, если выплатит долг, опустится на уровень малоимущего, то он вправе оставить себе источник дохода в виде имущества и т. д., который будет приносить ему прибыль, достаточную для него до достижения шестидесяти лет.

 

4. Поручитель, если он не в состоянии выплатить (по взятым на себя обязательствам) за неплатежеспособного и время выплаты долга наступило. Если же он поручился за состоятельного без его согласия, то он не имеет права возвращаться к поручаемому (за деньгами). Также если кто-то возместит свой долг, взяв деньги в долг у третьего, то в этом случае ему тоже дают закят, соразмерный его второму долгу».

 

5. – Каким путникам дают закят?

– Ибн Хаджар аль-Хайтами в книге «Тухфат аль-Мухтадж» пишет: «Путник – это тот, кто собирается выйти в путь из населённого пункта, где выплачивают закят, даже если это не его родина или же он там проездом. Условием для получения путником закята является его нужда, то есть отсутствие того, что покрывает его дорожные расходы. Путешествие не должно быть греховным. Это поездка с целью совершения поклонения (к примеру, хадж), а также это нежелательное и дозволенное путешествия, даже если они ради развлечения и увеселения».
 


 
6. – Что надо делать, если пост был пропущен по уважительным или неуважительным причинам?

– Ибн Хаджар аль-Хайтами в книге «Тухфат аль-Мухтадж» пишет следующее: «Тот, кто отложит возмещение поста месяца Рамадан до наступления следующего и не возместит его, имея на это возможность, к примеру, путник, завершивший свой путь, или исцелившийся больной, и у кого было достаточно времени для возмещения пропущенных постов, обязан вместе с возмещением выплатить по одному мудду (576 г) за каждый пропущенный день».

 

Аль-Азруи пишет: «Если отложили возмещение поста, забыв об этом, или же потому что не знали, в этом случае, по мнению учёных, не обязаны выплачивать штраф (фидья). Под незнанием подразумевается неведание о том, что откладывать возмещение поста до наступления следующего Рамадана является запретным, – о таких вещах люди часто бывают не осведомлены.

 

Не имеется в виду незнание того, что необходимо выплатить штраф – это не будет считаться причиной».
Сулейман аль-Джамал в субкомментариях к книге «Шарх аль-Манхадж ат-Тулаб» говорит: «Тот, кто отложил возмещение поста до наступления следующего месяца Рамадан, обязан вместе с возмещением поста выплатить и штраф (кафарат), и он впадёт в грех, если отложит без причины возмещение этого поста.

 

Тот, кто забыл или не знал о возмещении, или даже пропустил пост без причины, штраф не выплачивает».

 

Заключение:

Если человек забыл о возмещении поста или же не знал, что откладывать возмещение до наступления следующего Рамадана является греховным, то он не обязан выплачивать штраф, в ином случае он обязан его выплатить. Выплатить штраф за откладывание без причины возмещения поста обязан и тот, кто по причине пропустил этот пост месяца Рамадан, и тот, кто причины на то не имел.

 

7. – Кто является бедняком или малоимущим, и в каких ситуациях им полагается закят?

 

ОТВЕТЫ ДАНЫ СОГЛАСНО МАЗХАБУ ИМАМА АШ-ШАФИИ


Уважаемые читатели! Вы можете присылать ваши вопросы на адрес электронной почты нашей редакции assalamweb@gmail.com или по телефону +7 928 530-59-70 (СМС, WhatsApp, Telegram).
 

Также в рубрике

Ответы на вопросы от 15.09.2019 (по Шафии)

1. Является ли выплата махра (брачного подарка) при женитьбе обязательной и каким должен быть махр? 2. Можно

Ответы на вопросы от 01.09.2019 (по Шафии)

1. Можно ли прервать молитву совершающему намаз индивидуально, если в это время начали джамаат-намаз

Ответы на вопросы от 01.08.2019 (по Шафии)

1. Достоверно ли высказывание, что грех за воровство, совершённое в Мекке и Медине, увеличивается

Ответы на вопросы от 01.08.2019 (по Шафии)

1. Когда нельзя вступать в обряды малого хаджа (умра)? И можно ли тому, кто вступил в паломничество по методу