19 апреля
2024 года
поделиться
Категория: Религия

Праздничный намаз Салят уль-‘Ид

Само слово «’ид» происходит от слова «’авд» («повторение», «возвращение») – возможно, из-за повторения праздника в каждом году, а может быть, из-за множества вознаграждений, уготованных Всевышним Аллахом Своим рабам в этот день. Слово же «аль-фитр» означает «разговение».

Всевышний Аллах заменил для мусульман праздники, которые отмечались во время джахилии (время невежества до прихода Ислама), двумя большими праздниками: 1) праздником по окончании священного месяца Рамадан – «‘Ид уль-Фитр»; 2) праздником жертвоприношения – «‘Ид уль-Адха» (10-е число месяца Зуль-Хиджа).

 

Одним из значимых особенностей праздничного дня стало совершение коллективной праздничной молитвы. Совершение праздничного намаза «Салят уль‘Ид» было установлено во втором году по хиджре (исламскому летоисчислению), и первый праздничный намаз, который совершил Пророк ﷺ, был намаз ‘Ид уль-Фитр. Праздничный намаз по Шариату является суннатун муаккад (усиленно желательным намазом).

 

Некоторые учёные сказали, что праздничный намаз является «фарз уль-кифаят» из-за большего внимания и усердия Пророка ﷺ над его выполнением. Он ни разу до смерти не оставил его (не отказался от его выполнения), и сподвижники после смерти Пророка ﷺ усердствовали над его совершением, из-за того что он считается одним из знамений Ислама.

 

Желательно совершить праздничный ‘ид-намаз коллективно, как совершал его Пророк ﷺ, всем тем, кото
рые обязаны совершать пятничный намаз. Желательно также его совершить индивидуально тому, у которого не получилось присутствовать на коллективном намазе. Коллективный намаз считается лучше для всех, за исключением паломника, совершающего хадж. Для него же считается желательным совершение ‘ид-намаза индивидуально. 

 

Время совершения ‘ид-намаза

Начало времени совершения праздничного намаза наступает с восходом солнца первого числа месяца Шавваль, а длится оно до обеденного времени, когда солнце в зените (незадолго до азана обеденного намаза), того же дня. Тот, кто упустил совершение ‘ид-намаза коллективно с имамом, пусть совершает один, и его намаз будет считаться совершённым, если он успел совершить его до указанного времени.

 

Если же он не успел, то упустил время его совершения, и ему желательно совершить его как возмещающий намаз, как и другие желательные намазы. В праздничный день Ураза-байрама (‘Ид уль-Фитр) желательно немного отложить совершение намаза на время, пока солнце не поднимется на высоту в размере копья.

 

В этом заключается мудрость того, что в праздничный день желательно раздать закят уль-фитр (обязательную милостыню) до совершения праздничного намаза, а перенос намаза немного назад расширяет время для раздачи этой милостыни. На протяжении месяца Рамадан правоверные выплачивают милостыню – закят уль-фитр.

 

Она служит своеобразным актом материальной поддержки нуждающихся и способом очищения от маленьких грехов, которые были совершены в течение священного месяца Ислама. В хадисе говорится: «Посланник Аллаха  обязал раздавать закят уль-фитр каксредство очищения от скверных и пустых слов для постящегося, а также как угощение для нуждающегося» (Абу Давуд). Отсюда следует, что тем, кто не пожертвовал садака-фитр на протяжении Рамадана, надлежит выплатить его в праздничный день разговения, однако совершить это нужно до начала праздничной молитвы.

 

Порядок совершения праздничного ‘ид-намаза

Перед совершением ‘иднамаза произносят ният (намерение): «Я намереваюсь совершить двухракаатный праздничный суннат-намаз по случаю ‘Ид уль-Фитра (Ураза-байрам) во имя Всевышнего Аллаха». Если намаз совершается с другими мусульманами, то к нияту ещё добавляют «вместе с джамаатом» или «за имамом». Во время формулировки намерения сразу произносят такбират уль-ихрам (вступительный «Аллаху Акбар»), поднимая руки до уровня ушей, и приступают к намазу.

 

В начале намаза желательно прочесть молитву «ваджахту». По окончании этой молитвы, опять поднимая руки, произносят «Аллаху Акбар», затем, опустив руки и положив их на живот (как при чтении суры «аль-Фатиха»), читают: «Субханаллахи ва ль-хамду лилляхи ва ля иляха илля ллаху валлаху акбар». После чтения этой молитвы опять поднимают руки и произносят «Аллаху Акбар», затем, как и в первый раз, читают ту же молитву. И так семь раз произносится «Аллаху Акбар».

 

Затем (после седьмого «Аллаху Акбар») читают «А ‘узу билляхи...» и суру «аль-Фатиха». Далее всё делается как в обычном намазе. Во втором ракаате перед чтением суры «альФатиха» опять произносят «Аллаху Акбар» и читают ту же молитву точно так же, как и в первом ракаате, но только пять раз, не считая «Аллаху Акбар» во время вставания с первого ракаата. В обоих ракаатах после суры «аль-Фатиха» желательно читать что-либо из Корана.

 

Согласно сунне, в первом ракаате – «Каф» (50-я сура), во втором – «АльКамар» (54-я сура), а кто не знает, в первом – «Аль-Кяфирун», во втором – «Ихляс». Кто совершает ‘ид-намаз дома, также можно совершить его джамаатом (коллективно) вместе с остальными членами семьи (женой, детьми, матерью, сёстрами). ‘Ид-намаз желательно совершить и тем, кто находится в пути. Кто не знает указанной выше молитвы, может совершить обычный двухракаатный суннат-намаз, имея намерение совершить ‘иднамаз.

 

Этика и желательные действия в день праздника Купание и чистота. Желательно совершить купание перед совершением обоих праздничных намазов, подобно тому, как купаются для пятничного намаза. Время желательности купания наступает после прохождения половины ночи. Рассказывают, что Абдуллах ибн Умар  совершал купание в праздничный день Ураза-байрама до наступления рассвета.

 

Желательно совершить купание человеку, который будет присутствовать на коллективном намазе, и тому, кто не может присутствовать на нём. Желательно подготовиться к праздничному дню: сбрить волосы с мест, где желательно их брить, постричь ногти, удалить неприятный запах с тела и одежды.

 

Это праздничный день, и в нём желательно всё то, что желательно совершить в пятничный день. Употребление пищи. Желательно что-то покушать до выхода на намаз в праздничный день Ураза-байрам. Наилучшим является покушать то, что человек кушает в обычные дни, или финики (нечётное количество).

 

В хадисе Пророка м, рассказанном от Бурайдата м, говорится: «Пророк ﷺ не выходил из дома в день Ураза-байрама, не покушав чего-либо…». Надевание красивой одежды. Желательно в праздничный день надеть лучшее из одежды. Лучшим из цветов одежды является белый. Это всё желательно совершать и тому, кто хочет посетить праздничный намаз, и тому, кто остаётся дома и совершает его индивидуально, так как этот день – день приукрашивания, и в нём все равны. 

 

АДИЛЬ ИБРАГИМОВ