24 апреля
2024 года
поделиться
Категория: Религия

Почему дороги были важны для Пророка ﷺ?

Доктор Спаич Омар, босниец, в настоящее время работающий в Международном исламском университете Малайзии, много пишет об истории Ислама. Он весьма разносторонний учёный, и его исследовательские интересы охватывают не только исламскую историю, но и культуру и цивилизацию, а также историю и философию исламского общества. Мы предлагаем вниманию читателей один из его трудов в переводе с английского языка.

Дороги Медины

 

Во времена Пророка Мухаммада ﷺ дороги играли очень важную роль. Они связывали различные городские пункты, таким образом облегчая общение, доступ и беспрепятственное перемещение людей и товаров. Пророк ﷺ был очень обеспокоен шириной и чистотой дорог, плавностью передвижения по ним транспорта, а также правами их пользователей и т. д.

 

Урок, который завещал нам Пророк ﷺ, состоит в том, что необходимо планировать, строить и обслуживать дороги таким образом, чтобы никому не было причинено никакого вреда или неудобства. О ширине дороги Пророк ﷺ сказал, что если люди не согласны с тем, насколько широкой должна быть дорога, они должны сделать её шириной в семь локтей (около 3,5 метра).

 

Смысл в том, что, говоря «семь локтей», Пророк ﷺ подразумевал минимальную ширину дорог общего пользования, и основой для этого является проходимость двух полностью загруженных верблюдов. Однако чем больше и шире дорога, тем лучше. Единственное, что имеет значение, это то, что запрашивается полное согласие каждой участвующей стороны, а также то, что на первый план выдвигается сохранение веры, жизни, интеллекта, потомства и имущества мусульман.

 

Социальная значимость дорог

Для Пророка ﷺ было очень важно, чтобы его сподвижники осознавали серьёзность таких вопросов, как значение домов и дорог, неприкосновенность частной жизни, свобода передвижения, доступность, безопасность, охрана и другие основные права.

 

Обращая внимание на особую значимость дорог, Пророк ﷺ приказал своим сподвижникам избегать ненужного сидения на них, иначе предполагаемые роли и функции дорог могут быть нарушены. Сподвижники, однако, ответили, что от такой вещи иногда трудно отказаться. В связи с этим Пророк ﷺ сказал, что в этом случае они должны уважать права на дорогу, поскольку она принадлежит общественности, и каждый имеет право на её свободное и беспрепятственное использование.

 

Дороги, таким образом, не должны содержать объектов и услуг, которые способствуют и поощряют отстранение от работы, что, в свою очередь, может привести к ряду социальных проблем – например, к тунеядству. Всевышний Аллах говорит в Коране (смысл): «О Пророк ﷺ! Скажи своим жёнам, дочерям и женщинам верующих (мужчин), чтобы они пониже опускали свои широкие головные покрывала (покрывая ими одежду). Это будет им удобнее, чтобы отличить их от других женщин и чтобы они не подверглись оскорблениям» (сура «Аль-Ахзаб», аят 59).

 

В начале становления мединской общины некоторые распутники отправлялись по ночам на городские улицы, чтобы досаждать женщинам, которые выходили из дома по своим личным и семейным делам. Проблема была достаточно актуальной, учитывая, что женщины того времени активно участвовали в религиозных и общественных мероприятиях, обычно проводимых в комплексе мечети Пророка ﷺ.

 

Таким образом, категориям женщин, упомянутым в этом аяте, было предписано надевать верхние одежды, когда они выходили из дома, чтобы оставаться защищёнными от возможного вреда. Отчасти из-за этого, а отчасти из-за других исламских принципов, которые регулируют отношения между противоположными полами, не связанными друг с другом родством, Пророк ﷺ дал указание мужчинам и женщинам не смешиваться на дороге.

 

Они должны были придерживаться разных сторон. Призывы Корана и предписания Пророка ﷺ указывают верующим мужчинам и женщинам, находясь на улице, опускать глаза, одеваться скромно, вести себя с чувством собственного достоинства, уважать нормы общественного поведения и т. д.

 

Главные дороги Медины

В Медине имелось несколько главных дорог, которые вели из мечети Пророка ﷺ в разные точки города. На основании некоторых достоверных исторических свидетельств известно, что одна из таких транспортных магистралей вела к холму Саль на северо-западе, а другая – к югу от пригорода Куба, откуда протянулась третья дорога – до кладбища аль-Баки на юго-востоке в районе мечети Пророка ﷺ.

 

Множество небольших улиц образовывали сеть улиц и дорог, которые пересекали жилые районы города, сады, усадьбы и рынок. Ввиду исключительной важности дорог и понятий чистоты, упорядоченности, общественного удобства, безопасности в исламском мировоззрении, неудивительно, что дороги Медины во времена Пророка ﷺ были в хорошем состоянии.

 

Пророк ﷺ много раз говорил, что чистота – будь то чистота тела, мест обитания, дворов, улиц, рынков, рек и всего природного или искусственного – является частью веры (имана). Кроме того, он призывал людей беречь окружающую среду, не причинять неудобства себе и обществу, не загрязнять родники, тропинки и т. д. Пророк ﷺ также сказал, что часть веры – это удаление препятствия с дороги.

 

Такое действие при определённых обстоятельствах может даже стать причиной прощения грехов и принятия в Рай. Пророк ﷺ рассказывал: «Идя по тропинке, человек нашёл на ней колючую ветвь. Он отодвинул её в сторону, и Аллах ﷻ одобрил его действия и даровал ему прощение».

 

Стремясь установить и поддерживать здоровое взаимодействие между участниками дорожного движения, Пророк ﷺ ввёл несколько мер. Помимо сказанного выше, стоит отметить, что институт взаимного приветствия («салам») также занимал очень важное место.

 

Людям было рекомендовано приветствовать всех: молодые должны приветствовать стариков, прохожий – сидящего, верховой – идущего, а небольшая группа людей должна приветствовать большую группу. Пророк ﷺ приветствовал даже детей.


Перевод с английского языка.


АБДУЛЛА МУСЛИМОВ