Закят со свободно пасущегося скота

Помимо золота, серебра и товаров, предназначенных для продажи, закят предписан также со свободно пасущегося скота.

статья опубликована в номере: 35 (576) / от 01 июня 2019 (Рамадан 1440 г.)
72

Свободно пасущийся скот – это скот, который пасётся в пустыне (степи), например верблюды, коровы и овцы. Условием Чтобы такой закят стал обязательным, существуют следующее условие: скот находится на свободном выпасе большую часть года. Если полгода или большую часть года животных кормят кормом, то закят с них не выплачивается. Следует выплатить в качестве закята со свободно пасущегося скота определенное количество голов. С рабочего скота, а также используемого для перевозки грузов, при этом получающего корм, закят не выплачивается.

 

Закят с верблюдов

Количество верблюдов, с которого обязателен закят, следующее: со стада менее чем в пять голов закят не выплачивается, а когда количество свободно пасущихся верблюдов достигнет пяти и пройдёт год, то за стадо от пяти до девяти голов отдаётся одна овца.

 

Если их стало от десяти до четырнадцати, то с них следует отдать две овцы, а если их стало от пятнадцати до девятнадцати, то отдать следует трёх овец. Если их стало от двадцати до двадцати четырёх, то за них следует отдать четыре овцы, а если их стало от двадцати пяти до тридцати пяти, отдать следует двухлетнюю верблюдицу.

 

Если их стало от тридцати шести до сорока пяти, следует отдать трёхлетнюю верблюдицу, а если их стало от сорока шести до шестидесяти, отдать следует четырёхлетнюю верблюдицу. Если их стало от шестидесяти одного до семидесяти пяти, отдать следует пятилетнюю верблюдицу, а если их стало от семидесяти шести до девяноста голов, то отдать следует двух двухлетних верблюдиц. 

 

Если верблюдов стало от девяноста одного до ста двадцати, то за них следует отдать двух четырёхлетних верблюдиц. После этого количество, с которого ведётся подсчёт, начинает исчисляться заново: за пять верблюдов вместе к двум четырёхлетним верблюдицам добавляется одна овца, за десять – две овцы, за пятнадцать – три овцы, за двадцать – четыре овцы, за двадцать пять верблюдов добавляется одна двухлетка, и так до ста пятидесяти, и тогда за этих верблюдов отдаётся три четырёхлетние верблюдицы.

 

Затем количество, с которого ведётся подсчёт, начинает исчисляться заново: за пять верблюдов вместе к двум четырёхлетним верблюдицам добавляется одна овца, за десять – две овцы, за пятнадцать – три овцы, за двадцать – четыре овцы, за двадцать пять верблюдов добавляется одна двухлетка, за тридцать шесть – трёхлетка, а когда количество достигнет от ста девяноста шести до двухсот, то с них отдаётся четыре четырёхлетние верблюдицы.

 

Затем количество, с которого ведётся подсчёт, начинает исчисляться заново, подобно тому, как оно исчислялось после того, как количество верблюдов достигло ста пятидесяти. С точки зрения исчисления закята бахтийские и аравийские верблюды одинаковы.

 

Закят с крупного рогатого скота

Количество крупного рогатого скота, с которого следует выплачивать закят, следующее: со стада менее чем в тридцать коров закят не выплачивается, а если их тридцать, они свободно пасутся и прошёл год с момента владения этими коровами, то с них следует отдать двухлетнего бычка или тёлку; за сорок голов следует отдать трёхлетку.

 

Если их станет более сорока, то, по мнению Абу Ханифы, с количества, превышающего сорок голов и достигающего шестидесяти, следует отдать одну сороковую стоимости трёхлетки, за двух – две сороковых стоимости трёхлетки, за трёх – три сороковых стоимости трёхлетки. То есть за сорок голов трёхлетку 
и к этому за каждую голову прибавлять по одной сороковой стоимости трёхлетки.

 

Абу Юсуф и Мухаммад сказали: «Не нужно выплачивать ничего с количества более сорока до шестидесяти, а когда стадо достигнет шестидесяти голов, то следует отдать двух бычков-двухлеток или тёлок, за семьдесят голов нужно отдать трёхлетку и двухлетку, за восемьдесят голов – двух трёхлеток, за девяносто – трёх двухлеток, за сто – двух двухлеток и одного трёхлетку.

 

Так будет изменяться количество голов и далее: за каждые десять – от двухлетки до трёхлетки. Правовая норма в отношении расчёта закята с буйволов и коров одинакова. Автор «Аль-Бахр ар-Раик», комментируя слова автора «Канзу Ддакаик» «буйвол подобен корове», сказал: «Потому что название коровы применяется и к тем и к другим, это один из видов, и количество коров, с которого выплачивается закят, дополняется буйволами и с него выплачивается закят. Когда стадо смешанное, то закят взимается животными преобладающего вида, если одних больше, а других меньше, а если нет, то закят взимается любыми из них».

 

Закят с мелкого рогатого скота

Закят с мелкого рогатого скота рассчитывается следующим образом: со стада менее чем в сорок голов закят не выплачивается, а если количество свободно пасущихся овец достигает сорока и истёк год с того момента, как они появились у владельца, то с количества от сорока до ста двадцати отдаётся одна овца.

 

Если их больше ста двадцати до двухсот, то отдаётся две овцы, а если их стало двести одна, то отдаётся три овцы, с четырёхсот – четыре, затем с каждой сотни по овце. Правовая норма в отношении расчёта закята с овец и коз одна и та же, так как в тексте хадиса говорится «овцы и бараны», и это название включает в себя и овец, и коз. Автор книги «Ад-Дурр аль-Мухтар» сказал: «Они одинаковы в дополнении до количества, с которого выплачивается закят...».

 

Аш-Шами сказал: «Если овец меньше количества, с которого выплачивается закят, но у человека есть козы, чтобы дополнить им до необходимого количества, или наоборот, то он обязан выплатить закят. То же самое будет и в случае, если козы достигают полного количества, с которого выплачивается закят, то с них нужно выплатить закят.

 

Если количество, с которого следует выплатить закят, это овцы, то закят отдаётся овцами, а если козы – козами; если же стадо смешанное, то теми, которых больше. Если же их количество одинаково, то теми, кем пожелает владелец. Так говорится в книге “Аль-Джавхара”». («Радд уль-Мухтар»)

 

Закят с лошадей

Если свободно пасущиеся лошади – это жеребцы и кобылы и с момента владения ими прошёл год, то их владелец может выбирать: если захочет, отдать за каждого коня по динару или, если захочет, оценить их стоимость и отдать за каждые двести дирхемов по пять дирхемов.

 

По мнению Абу Ханифы, со стада, состоящего только из жеребцов, закят не выплачивается. Автор книги «Аль-Хидая» сказал: «Со стада, состоящего только из жеребцов, закят не выплачивается, так как они не размножаются; то же самое касается и стада только из кобыл, по одному из мнений.

 

От Абу Ханифы передаётся также мнение о том, что со стада только из кобыл закят выплачивается, так как они могут размножаться, если жеребца привести на время. От него ещё передаётся, что закят следует отдавать и со стада, состоящего только из жеребцов...».

 

Есть расхождения во мнениях относительно выплаты закята с лошадей. Абу Юсуф и Мухаммад считали иначе, чем Абу Ханифа, они сказали: «С лошадей закят не выплачивается». Не предписан закят ни с ослов, ни с мулов, если только они не предназначены для продажи.

 

Если же владелец собирается их продать, тогда с них следует выплачивать закат, как с товара, предназначенного для продажи. («Радд уль-Мухтар», «Аль-Хидая», «АльБахр ар-Раик»)

 

МУХАММАД ФАРУК АЗИМОВ
 

Также в рубрике

Совершение умры

Лексическое значение слова «аль-умра» – это посещение, а в Шариате оно используется для комплекса следующих

Жертвенное животное («аль-хадью»)

Аль-хадью – это животное, которое приносится в жертву во время обрядов хаджа и умры (малого хаджа), а также в

Паломничество (хадж и умра)

Лексическое значение слова «альхадж» – это «стремление к чему-то возвеличиваемому», а в Шариате оно

Омовение

Омовение – это мытье трёх частей тела и протирание головы (масху). Всевышний Аллах сделал омовение основным