Праздничный намаз (салят уль-‘ид)

Шариатская норма в отношении праздничного намаза обязательна (ваджиб) для каждого, на кого возлагается совершение пятничного намаза.

статья опубликована в номере: 35 (576) / от 01 июня 2019 (Рамадан 1440 г.)
55

Его время наступает с того момента, когда с подъёмом солнца разрешается совершать намаз, а конец его времени наступает тогда, когда солнце достигнет точки зенита. Однако в день праздника жертвоприношения предпочтительно совершать намаз раньше, так как после намаза режут жертвенных животных, а в день окончания поста ‘Ид уль-Фитр – позже.

 

Имам с людьми выходит на окраину населённого пункта и совершает с ними два ракаата намаза, произнося в первом такбир ат-тахримы (вступительный «Аллаху Акбар»), затем читает молитву «ас-Сана» («Ваджахту…»), трижды вслух произносит слова «Аллаху Акбар», каждый раз поднимая руки. Затем он шёпотом произносит «А’узу би-Лляхи...» и «БисмиЛлях...», вслух читает суру «Аль-Фатиха» и другую суру за ней, потом он завершает этот ракаат поясными и земными поклонами, как обычно в любом другом намазе.

 

Встав на второй ракаат, он шёпотом произносит «Бисми-Ллях...» и вслух читает суру «Аль-Фатиха» и суру за ней; потом он, закончив чтение Корана, трижды вслух произносит слова «Аллаху Акбар», каждый раз поднимая руки. После этого он, не поднимая рук, произносит «Аллаху Акбар» в четвёртый раз для поясного поклона, а завершает этот ракаат так, как это принято при совершении других намазов, и произносит приветствие после чтения ташаххуда («Ат-тахияту…») и слов благословения Пророка  и мольбы.

 

Он опускает руки вдоль тела после каждого дополнительного произнесения слов «Аллаху Акбар», за исключением третьего раза в первом ракаате, так как после него он складывает руки под пупком.
Совершающие намаз следуют за имамом во всём, кроме произнесения «А’узу би-Лляхи...» и «Бисми-Ллях...» и чтения Корана, они не читают всё это и слова «Аллаху Акбар» произносят не вслух, а шёпотом.

 

После обоих праздничных намазов сунной является произнесение проповеди. Имам читает её, сообщая в ней нормы Шариата в отношении праздника, такие как закят аль-фитр в праздник окончания поста и вопросы жертвоприношения в праздник жертвоприношения. Проповедь праздничного намаза является сунной и произносится после намаза.

 

Обязанность присутствующих – молча слушать её, будь то пятничная проповедь или праздничная. Если человек опоздал и не успел на праздничный намаз, то пропущенный праздничный намаз не восполняется. Если молодой месяц не удалось увидеть из-за облачности, но потом люди после полудня засвидетельствовали перед имамом, что видели молодой месяц, то праздничный ‘ид-намаз совершается на следующий день.

 

Если по какой-то уважительной причине у людей нет возможности совершить праздничный намаз и на второй день, то, после того как прошёл второй день праздника, этот намаз уже не совершается.

 

Что является сунной в дни двух этих праздников

В день завершения поста и день жертвоприношения предпочтительно почистить зубы, совершить полное омовение, воспользоваться душистыми маслами и надеть лучшие одежды. Если это праздник окончания поста, то лучше съесть один или два финика либо что-либо сладкое и отдать закят уль-фитр прежде, чем отправиться к месту совершения намаза.

 

Если же это праздник жертвоприношения, то следует отложить приём пищи до тех пор, пока не завершится намаз и не будет заколото жертвенное животное, чтобы поесть его мяса. По мнению Абу Ханифы, Абу Юсуфа и Мухаммада, в день праздника жертвоприношения следует произносить слова такбира («Аллаху Акбар») вслух по пути к месту совершения праздничного намаза, а в день праздника окончания поста, по мнению Абу Юсуфа и Мухаммада, такбиры произносятся, а по мнению Абу Ханифы – нет.

 

Тому, кто отправился к месту совершения обоих праздничных намазов, предпочтительно идти и возвращаться разными путями: идти туда одним путём, а возвращаться – другим. Никакие дополнительные намазы на месте совершения намаза ни до того, как совершится праздничный намаз, ни после него не совершаются. («Лубаб фи Шархи Китаб», «АльФатава аль-Хиндия», «Ад-Дурр аль-Мухтар»)
 

МУХАММАД ФАРУК АЗИМОВ
 

Также в рубрике

Совершение умры

Лексическое значение слова «аль-умра» – это посещение, а в Шариате оно используется для комплекса следующих

Жертвенное животное («аль-хадью»)

Аль-хадью – это животное, которое приносится в жертву во время обрядов хаджа и умры (малого хаджа), а также в

Паломничество (хадж и умра)

Лексическое значение слова «альхадж» – это «стремление к чему-то возвеличиваемому», а в Шариате оно

Омовение

Омовение – это мытье трёх частей тела и протирание головы (масху). Всевышний Аллах сделал омовение основным