18 апреля
2024 года
поделиться
Категория: Религия

Запад задолжал Исламу

Беседа с американским профессором Гленом Купером В радиопередаче Top of Mind («Вершина разума») ведущая Джули Роуз встретилась с Гленом Купером, американским профессором истории и доктором философии. Интервью было посвящено исследованию достижений средневековой исламской науки и влияния Ислама на западный мир.

Изучая труды исламских учёных периода Средних веков в Колумбийском университете, Купер обратил внимание на их значительный вклад в мировую науку. Мы приводим перевод беседы профессора с журналистом, оригинал которой опубликован на сайте радиокомпании.


– Можете ли вы указать на что-либо в нашем современном научном мире, о чём мы можем сказать, что это произошло благодаря трудам исламских учёных?

– Есть множество примеров того, что мы используем каждый день. Например, система исчисления – арабская система исчисления, которой мы пользуемся, – изначально пришла к нам из Индии. Но десятичные дроби изобрели исламские математики в XV веке в Самарканде, упростив тем самым астрономические вычисления. А также сферическая тригонометрия, которую они разработали, призвана помочь исследовать космос. Их величайшими инновациями были научные учреждения. 

 

– Приведите, пожалуйста, пример одного из таких учреждений.

– Позвольте начать с больниц. Больницы изначально были открыты христианами как места для умирающих, и это то, что сегодня называется хосписом. Но в средневековом исламском мире учёные превратили больницы в научно-исследовательские институты, которые финансировались благотворителями. Это позволило вывести лечение больных на новый уровень.

 

– Но продвинулись ли они в лечении в этот период? Ведь в Средние века медицина была довольно упрощённой по сравнению с тем, что мы имеем сегодня. Какой вклад в медицину сделали исламские учёные?

– Они улучшили медицинское лечение, опираясь на труды греческих врачей, и усовершенствовали все их методы и теории. Они сделали замечательные открытия. Например, Ибн аль-Нафис, сирийский врач XIII века, обнаружил лёгочную циркуляцию крови, которая предвосхитила великое открытие Харви три столетия спустя. Ибн аль-Хайсам в XI веке исследовал анатомию и физиологию зрения.

 

– Имелись ли политические или культурные причины, по которым исламский мир переживал этот золотой век науки, в то время как в Европе царили тёмные века?

– Да, имелись. Правящая династия халифата, возникшая в Багдаде в 750 г. н. э., имела политическое соперничество с Византией и поощряла развитие астрономии, математики и медицины. Важные труды древнегреческих учёных были переведены на арабский язык и стали частью развития всего государства.

 

– А насколько обширным было это государство в конкретный момент времени?

– Оно простиралось от Испании, Пиренейского полуострова, вплоть до Индии.

 

– Было ли какое-то влияние самого Ислама и религиозных принципов, что вдохновляло этих учёных?

–  Да, в Священной книге мусульман, Коране, имеется множество аятов, которые поощряют поиск знаний с тем, чтобы люди попытались познать Господа и Его творения. Поиск знаний также рассматривался как религиозная обязанность.

 

– Скажите, а разве в западном мире не было известно, что в халифате были передовые учёные и исследователи?

– Об этом было известно, но соперничество между государствами, которое, по сути, было военным конфликтом, исключало доступ европейцев к их библиотекам, пока они не были завоёваны на территории халифата. Более века европейцы переводили труды исламских учёных на латинский язык, а затем произошло то, что мы называем Ренессансом – именно тогда люди и стали отрицать вклад исламских учёных. 

 

– А почему это произошло?

– Думаю, дело в том, что между религиями имелось соперничество. И представители Христианства, и представители Ислама считали, что их религия – единственная истинная вера, и это говорит о том, как они связаны друг с другом на идеологическом уровне.

 

– Когда вы поняли, что весь этот богатый мир исламской научной мысли и исследований, по сути, остался в тени?

– Изучая философию в Оксфорде, я заметил, что в истории философии был период с поздней античности до XI века. Как будто древняя классическая философия внезапно появилась из ниоткуда. Я немного покопался и обнаружил, что имелось огромное количество арабских комментариев и переводов древних произведений, и их изучали те самые люди, которые использовали их в Средние века для возрождения философии и науки. И вот тогда я узнал об этом и решил изучать этот предмет в аспирантуре, где я получил степень доктора философии.

 

– А почему изучение этого вопроса так важно для вас? Как вы думаете, что является результатом ваших усилий по повышению осведомлённости о достижениях учёных исламского мира?

– Ну, лично мне не нравится, когда искажается история. Но моё более широкое видение заключается в том, чтобы побудить моих соотечественников ценить вклад исламского мира. Я считаю, что Запад задолжал Исламу.

 

Я не имею в виду, что кому-то обязательно нужно любить Ислам, но необходимо понимать, что история науки – это глобальный феномен со множеством направлений. И я также хотел бы, чтобы на Западе признали достижения исламских учёных. Мы не изобрели всё на свете, и греки не изобрели всего. Но и европейцы, и греки, и мусульмане дали то, что сегодня вдохновляет нас, их потомков.


Перевод с английского языка.


САИДА ИБРАГИМОВА