23 апреля
2024 года
поделиться
Категория: Вопрос - ответ

Ответы на вопросы от 15.05.2019 (по Шафии)

1. - В каких случаях больному можно нарушить пост? 2. – Обязательно ли ежедневно намереваться соблюдать пост в месяц Рамадан или достаточно на весь месяц ограничиться одним намерением? И есть ли в этом вопросе облегчение по другим мазхабам? 3. – Что является нежелательным для постящегося? 4. – Нарушается ли пост, если принимал пищу во время утреннего азана? 5. – Нарушает ли пост применение медицинских свечей? 6. – Нужно ли возобновлять намерение, сделанное в начале месяца по мазхабу имама Малика, если оно было нарушено прерыванием одного дня поста? 7. – Достоверно ли, что Пророк ﷺ совершал таравих-намаз в 20 ракаатов?

1. -  В каких случаях больному можно нарушить пост?

– Ибн Хаджар аль-Хайтами в книге «Тухфат аль-Мухтадж» пишет: «Дозволяется больному не поститься в месяц Рамадан, а также не соблюдать и любой другой обязательный пост, если от него может быть настолько большой вред, когда аналогичная ситуация заставляет человека прибегнуть к таяммуму (сухое омовение) при наличии воды».

 

«Третья из причин, дозволяющих таяммум, – это состояние, при котором есть опасность, что использование воды может спровоцировать серьёзную болезнь или же усугубить её, но это не лёгкая головная боль или же лёгкое недомогание. Также это опасность затягивания выздоровления даже при отсутствии осложнений в течение болезни».

 

«Необходимо иметь намерение на шариатское разрешение (рухса) для дозволенности не соблюдать пост по причине болезни». «Если путник и больной не соблюдают пост, то они обязаны возместить его после устранения причины».

Заключение:

По мнению имама Ибн Хаджара, человеку не только разрешается не поститься, но и вменяется в обязанность несоблюдение поста, если есть риск возникновения опасности для здоровья, обострения уже существующей болезни или замедления процесса выздоровления. При этом он должен иметь намерение не соблюдать пост из-за дозволенности по причине болезни. Так же важно отличить серьёзное заболевание от лёгкого недомогания.
 

 

2. – Обязательно ли ежедневно намереваться соблюдать пост в месяц Рамадан или достаточно на весь месяц ограничиться одним намерением? И есть ли в этом вопросе облегчение по другим мазхабам?

– Учёный шафиитского мазхаба Ибн Хаджар в книге «Тухфат аль-Мухтадж» сказал: «Условием обязательного поста – поста месяца Рамадан (своевременного или возмещаемого), поста, соблюдаемого в качестве искупления (кафарат), поста обета (назр) и поста, который имам призвал соблюдать перед прошением дождя, является намерение, совершённое ночью (после захода солнца до утренней зари), и вознамериваться поститься необходимо каждую ночь, потому что пост каждого дня – это отдельное поклонение, не связанное с предыдущим днём».

 

Учёный маликитского мазхаба имам ад-Дардир в книге «Аш-шарх аль-Кабир» пишет: «Достаточно одного намерения для поста всего месяца Рамадан, который нужно соблюдать подряд, и для поста обета, когда необходимо поститься подряд в определённый месяц, поскольку обязательство непрерывности (например, в посте Рамадана) подобно одному целому поклонению.

 

Нарушение непрерывности, при едином намерении в начале, недопустимо». Относительно этого вопроса учёный ханафитского мазхаба Ибн Абидин в книге «Хашия ибн Абидин» говорит: «Пост месяца Рамадан, для которого было сделано намерение со времени наступления вечернего намаза и до половины дня (примерно до 11:00), считается действительным».

 

Заключение:

Согласно шафиитскому мазхабу, намерение, сделанное на весь месяц, будет действительно только для первого дня месяца Рамадан. Однако, согласно маликитскому мазхабу, намерение соблюдать пост на весь месяц считается действительным. По мнению ханафитских учёных, намерение, сделанное в день соблюдения поста до полудня, действительно в том случае, если постящийся с начала утреннего рассвета не совершал чего-либо, нарушившего его пост.
 

 

3. – Что является нежелательным для постящегося?

– Имам ад-Джурдани пишет в своей книге «Фатх альАллам»: «К нежелательным действиям поста относятся: намеренное откладывание разговения из-за мнения, что это похвально. А если разговение откладывается из-за отсутствия того, чем можно было бы отпустить пост, или же из-за ожидания людей или еды, то тогда в этом нет нежелательности; жевание смолы или жвачки; пробовать еду или что-либо при приготовлении пищи, если в этом есть необходимость, то в этом не будет нежелательности».

 

«Также нежелательно заходить в парную без необходимости, так как в этом есть наслаждение, не соответствующее посту, как об этом сказал аль-Курди; целовать, обнимать и прикасаться (то есть все прикосновения к телу без преграды) к жене с вожделением (в этом случае это будет грехом); использовать сивак после зенита до захода солнца; кровопускание из вен (фасд), так как оно ослабляет тело; кровопускание с использованием банок (хиджама); делать кровопускание другим; спорить, ругаться.

 

А если же постящегося будут ругать и бранить или побуждать к брани, то ему следует сказать про себя, что он соблюдает пост, воздерживаясь от того, что не подобает постящемуся, чтобы не лишиться его благодати». Имам Ибн Хаджар в книге «Аль-Манхадж аль-Кавим» пишет: «Постящемуся желательно (сунна) оставить дозволенные увлечения и наслаждения, не нарушающие пост: слушать, смотреть, трогать, нюхать что-то.

 

Например, нюхать такое растение, как базилик, притрагиваться к нему, смотреть на него, так как в этом есть увлечение, не соответствующее мудрости поста. Всё это является нежелательным (макрух) для постящегося».
 

 

4. – Нарушается ли пост, если принимал пищу во время утреннего азана?

– Имам ар-Рамли в книге «Нихаят аль-Мухтадж» сказал: «Если по наступлении точного рассвета (то есть времени утреннего намаза) у человека во рту ещё будет пища и если он её сразу выплюнул, пост действителен, даже при непроизвольном проникновении еды внутрь».

 

«...Если же человек не выплюнул пищу сразу, а удерживал её во рту, то и в этом случае пост не прерывается. Но если что-то проникнет внутрь, даже непроизвольно, то пост нарушается, как если бы человек в дневное время положил в рот еду, и она непроизвольно проникла бы внутрь».

 

Заключение:

Если во время утреннего азана человек проглотит пищу, даже непроизвольно, то пост нарушается.
 

 

5. – Нарушает ли пост применение медицинских свечей?

– Имам ар-Рамли в книге «Нихаят аль-Мухтадж» пишет: «Одним из условий действительности поста является недопущение проникновения в полость тела через естественные проходы любой мелкой частицы, даже такой, как кунжутное семя, даже несъедобной, в размере камушка».

 

Заключение:

Таким образом, использование медицинских свечей, как вагинальных, так и ректальных, нарушают пост. Однако когда речь идёт о безотлагательном и своевременном лечении, в нарушении поста нет греха, и такие посты необходимо будет возместить по окончании курса лечения. Также необходимо отметить, что выделения от свечей, поставленных до рассвета, не нарушают поста.

 

6. – Нужно ли возобновлять намерение, сделанное в начале месяца по мазхабу имама Малика, если оно было нарушено прерыванием одного дня поста?

– Маликитский учёный ас-Сави в своих субкомментариях пишет: «Тот, кто умышленно нарушил пост, по мнению Мухаммада аль-Хаттаба, должен обновить своё намерение… И достаточно одного намерения для оставшихся дней».


Заключение:

Так как вы нарушили последовательность поста всего месяца, прервав его единожды, то вы нарушили и намерение на целый месяц. Поэтому, согласно мазхабу имама Малика, вы должны сделать (возобновить) намерение поститься оставшееся время месяца Рамадан. И при этом вы не обязаны делать намерение каждую ночь.
 

 

7. – Достоверно ли, что Пророк совершал таравих-намаз в 20 ракаатов?

– Ибн Хаджар аль-Хайтами в книге «Аль-Фатава альКубра» сказал: «Достоверно не передано, что Пророк ﷺ совершал таравих-намаз в 20 ракаатов, а предание, имеющееся об этом, очень слабое». Имам ас-Суюти в книге «Аль-Хавил иль-Фатава» сказал: «В достоверных, хороших и слабых хадисах передаётся лишь веление (в желательной форме) и побуждение совершать таравих-намаз, однако количество ракаатов не уточняется».

 

Далее имам Суюти говорит: «Ас-Субки в своих комментариях к книге «Аль-Минхадж» сказал: «Наше мнение (шафиитов) такое, что таравих-намаз – это 20 ракаатов, так как аль-Байхаки и другие достоверно передали от сподвижника ас-Саиба ибн Язида t, что он сказал: «Мы во времена сподвижника Умара t совершали таравих-намаз в 20 ракаатов и витр-намаз».

 

Так сказал это ан-Навави, и в качестве довода он приводит это предание от ас-Саиба ибн Язида t». «Но имам Малик в книге «Муватта» и Саид ибн Мансур в своей книге «Мусаннаф» вышеупомянутое приводят от того же ас-Саиба ибн Язида по очень достоверной цепочке, однако с упоминанием 11 ракаатов (восемь ракаатов таравих-намаза и три ракаата – витру)».

 

Аш-Ширвани, комментируя слова Ибн Хаджара аль-Хайтами «...также если совершить часть таравих-намазов», говорит следующее: «Если человек, совершая таравих-намаз, ограничится, например, восемью ракаатами (или двумя ракаатами), то он получит за эти намазы вознаграждение как за таравих-намаз (а не как за обычный суннат-намаз)». 

 

Заключение:

Вышесказанное свидетельствует о достоверности того, что Посланник Аллаха ﷺ совершал таравих-намаз и побуждал к этому других, но количество ракаатов этого намаза не установлено достоверными хадисами.

 

В нашем (шафиитском) мазхабе принято совершать этот намаз в 20 ракаатов, как делал это Умар t и другие сподвижники. Минимальным количеством таравих-намаза является два ракаата, а максимальным – 20, но людям, находящимся в Медине, можно совершить 36 ракаатов максимально.