25 апреля
2024 года
поделиться
Категория: Религия

Религиозная свобода в Иерусалиме

В истории человечества, пожалуй, не было другого такого города, за который велась бы (и ведётся до сих пор) настолько ожесточённая борьба, как за город Иерусалим. Он является священным городом трёх крупнейших монотеистических конфессий – Ислама, Иудаизма и Христианства. Это город, являвшийся домом для многих пророков – от Сулеймана عليه السلام и Дауда عليه السلامдо Исы (Иисуса) عليه السلام. С Иерусалимом связано известное событие в истории Ислама – аль-Исра’ ва льМи’радж, когда Пророк Мухаммад ﷺ совершил чудесное путешествие ночью из Мекки в Иерусалим, а затем вознёсся из Иерусалима на небеса.

Однако при жизни Посланника Аллаха ﷺ Иерусалим никогда не попадал под политический контроль мусульман. Этому суждено было измениться во времена халифа Умара ибн аль-Хаттаба رضي الله عنه, когда мусульмане начали серьёзно расширяться на север, в Византийское царство. Завоевание Иерусалима К 637-му году армии мусульман начали появляться в окрестностях Иерусалима.

 

Во главе Иерусалима находился Патриарх Софроний – лидер христианской церкви. Хотя многочисленные армии мусульман под командованием Халида ибн аль-Валида رضي الله عنه и ‘Амра ибн аль-‘Аса   начали осаду, Софроний отказался сдать Иерусалим, если только сам Умар رضي الله عنه не примет капитуляцию, которому патриарх был готов лично вручить ключи от города.

 

Как только халиф Умар رضي الله عنه узнал об этом, он тут же покинул Медину, выйдя в путь. Это путешествие вошло в историю Ислама по многим причинам. Прежде всего халиф Умар رضي الله عنه стал первым мусульманином, который совершил намаз в мечети аль-Акса. И здесь же, в Иерусалиме, он составил знаменитый договор Умара رضي الله عنه, гарантировавший свободу религиозным меньшинствам.

 

Но обо всём по порядку. Надо сказать, что для халифа Умара رضي الله عنه покинуть Медину было очень тяжёлым делом. Он мечтал умереть шахидом (мучеником за веру) в этом городе. За 10 лет своего правления он лишь дважды покинул Медину – в первый раз, чтобы получить ключи от Иерусалима, и во второй раз он вышел ненадолго в путь и вскоре вернулся. Больше он ни разу не покидал Медину.

 

Но ради мечети аль-Акса халиф Умар رضي الله عنه проделал весь путь из Медины в Иерусалим. Когда он прибыл в Иерусалим, его приветствовал патриарх Софроний, который, несомненно, был поражён тем, что правитель мусульман, самый влиятельный человек в мире того времени, одет в простую одежду и его невозможно отличить от собственного слуги.

 

Дело в том, что правители того времени утопали в роскоши. И это удивительно: история помнит халифа Умара رضي الله عنه – человека, на чьём одеянии было 17 заплаток, и история забыла тех, чьи одеяния были помпезными и роскошными. Когда пришло время для молитвы, Софроний пригласил Умара رضي الله عنه помолиться в церкви, но Умар отказался.

 

Он настаивал на том, что, если он помолится в храме, мусульмане последующих поколений могут использовать это в качестве предлога для превращения храма в мечеть – тем самым лишив христианский мир одного из его самых святых мест.

 

Вместо этого Умар رضي الله عنه помолился возле храма, и в этом месте позже была построена мечеть, которая функционирует в Иерусалиме до сих пор, – мечеть Умара رضي الله عنه.

 

Договор Умара رضي الله عنه

Договор Умара رضي الله عنه является уникальным документом, поскольку в то время религиозной свободы, по сути, не существовало. Завоеватели захватывали города и делали всё что хотели, жители подчинялись захватчикам и лишались всяких прав.

 

Текст этого договора гласил: «С именем Всевышнего, Милостивого. Это – гарант безопасности, данный рабом Всевышнего, Умаром, повелителем правоверных, жителям Иерусалима. Этот документ гарантирует безопасность им самим, их имуществу, их церквям и их крестам. Гарантируется безопасность больным и здоровым жителям, а также сохранение ритуалов как части их религии.

 

Церкви не будут населены мусульманами, также они не будут разрушены. Будут сохранены сами здания, а также земля, на которых церкви построены, и также не будет нанесён ущерб крестам или имуществу церкви. Ни один человек не будет насильно приведён в Ислам, и ни один еврей не будет жить в Иерусалиме.

 

Жители Иерусалима должны платить налоги, как это происходит в других городах. А византийцы и римляне должны покинуть город, но христиане могут остаться. Те жители Иерусалима, кто хочет покинуть город вместе с византийцами, могут взять с собой своё имущество, оставить свои церкви и кресты и спокойно уходить, пока не достигнут безопасного пункта назначения.

 

Селяне могут жить в городе, но должны платить налоги так же, как и горожане. Те, кто хочет уйти вместе с византийцами, могут уйти, те, кто не хочет, могут остаться со своими семьями. Ничего не будут забирать у них, пока не созреет урожай. Если они платят налоги в соответствии со своими обязательствами, то условия, изложенные в этом письме, находятся под Божьим заветом и являются обязанностью Его Пророка ﷺ, халифов и верующих».

 

В то время это был один из самых прогрессивных договоров в истории, он предоставил христианам Иерусалима свободу вероисповедания, что было продиктовано Кораном и хадисами Пророка Мухаммада ﷺ. Хотя в договоре есть пункт о запрете нахождения евреев в Иерусалиме, его подлинность под вопросом, поскольку Умар رضي الله عنه разрешил евреям поклоняться на Храмовой горе и Стене Плача, в то время как византийцы запретили им подобные действия.

 

Справедливый договор Умара رضي الله عنه стал стандартом для мусульманско-христианских отношений во всей бывшей Византийской империи, когда права побеждённых находились под защитой. После подписания договора патриарх отдал ключи от города халифу Умару رضي الله عنه и начал плакать.

 

Умар رضي الله عنه спросил патриарха: «Почему ты плачешь? Такова жизнь – иногда побеждают одни, иногда другие». На что патриарх ответил: «Я плачу не из-за этого. Я плачу, потому что, пока у мусульман будет лидер, подобный тебе, их невозможно победить». Возведение мечети аль-Акса Халиф Умар رضي الله عنه сразу же решил сделать город важной достопримечательностью мусульман.

 

Вместе со своей армией халиф Умар رضي الله عنه очистил от мусора район Храмовой горы, откуда Пророк Мухаммад ﷺ вознёсся на небеса. Так в Иерусалиме была возведена мечеть аль-Акса. Завоевание Иерусалима при халифе Умаре رضي الله عنه явилось важным моментом в истории города.

 

В течение следующих пяти веков здесь правили мусульмане, выполняя договор Умара رضي الله عنه. И сегодня, когда продолжаются споры относительно будущего статуса города, многие мусульмане, христиане и иудеи настаивают на том, что этот договор сохраняет правовое положение, и надеются, что он поможет решить текущие проблемы Иерусалима.

 

АБДУЛЛА МУСЛИМОВ