25 апреля
2024 года
поделиться
Категория: Познавательно

Религия в свете самоуправления и развития личности

В хадисе, переданном от Абу Барзата, сообщается, что Посланник Аллаха ﷺ сказал: «В Судный день раб не сдвинется с места, пока не будет спрошен о своей жизни – как он её провёл, и о знании его – на что он его использовал, о его имуществе – как он его приобрёл и на что потратил, и о теле его – как он его использовал» (атТирмизи).

Проводя исследования по самоуправлению личности применительно к её духовному развитию и особенно исламской религии, всё больше обнаруживаешь и удивляешься, насколько мусульманская религия многообразна и глубока. По сути это огромный и бесконечный клад всесторонних знаний, дарованный Всевышним нам для познания и использования этих знаний в реальной жизнедеятельности.

 

Управление самим собой, или Самоуправление личности

 

Становление самоуправления личности исторически подтверждается тем, что управлять собой – очень сложное дело, справиться с которым очень непросто и требует постоянного внимания. Другими словами, это задание на всю вашу жизнь.

 

На эту тему немало высказывались Посланник Аллаха ﷺ и великие имамы из его рода (да благословит их всех Аллах ﷻ), где они призывали верующих к познанию самих себя, так как посредством самопознания и самоуправления они не только смогли стать высоконравственными людьми, но и достигли высоких и требуемых духовных вершин.

 

Они постоянно и настойчиво напоминали им о том, что забвение собственной души не принесёт человеку ничего, кроме несчастья и бед. Они учили, что до тех пор, пока человек не пройдёт стадию самопознания и самоуправления, он не сумеет добиться как житейских, так и значительных духовных побед.

 

Труднейшей задачей в самоуправлении личности сегодня является то, что человеку непросто выявить и познать механизмы собственного поведения и научиться управлять ими и изучить себя, чтобы стать настоящим хозяином своих поступков.

 

Самоуправление личности рассматривается как сознательное самовоздействие человека на себя в целях эффективного и позитивного использования своих способностей и возможностей в его многогранной жизнедеятельности.

 

Следует заметить, что тот, кто не в состоянии управлять самим собой, не сможет эффективно управлять другими. Управление самим собой должно формировать у человека нужные для жизни и труда позитивные свойства и устранять те негативные качества, пороки и недостатки, которые мешают личности жить и действовать в полезном и нужном направлении.

 

Для управления собой необходимо познать себя – значит осознать, увидеть, понять, что для вас особенно ценно, значимо и достойно в жизни, а что вы отвергаете в своих действиях, поведении и что не воспринимают ваши душа и совесть.

 

Об этом есть немало убедительных высказываний великих исламских учёных тасаввуфа, где почти в каждом определении подчёркиваются такие интегрирующие ключевые слова, которые имеют место в наших определениях сущности и содержания, характеризующие понятие «самоуправление личности».

 

Аш-Шариф аль-Джурджани в книге «АтТагрифат» говорит: «Тасаввуф – серьёзное учение, в котором нет места бесполезным шуткам, это очищение сердца от стремления к мирскому и очищение души от всех негативных качеств. Это воздержание от всех порывов страсти и воспитание всех полезных духовных качеств.

 

Это следование истинному знанию, это совершение деяний, ведущих в вечность, это наставление всем, это искреннее повиновение Аллаху ﷻ и следование за Пророком ﷺ. Практика, опыт жизни и многие высказывания религиозных и светских учёных убедительно доказывают наличие прямой связи самоуправления личности с ресурсом времени и особенно экономии времени.

 

Проблеме использования времени мы посвятили много статей и рассматриваем этот ресурс как важнейшую составляющую выявления потенциала человека при самоуправлении личности. И этому ресурсу в суфизме тоже придаётся особое значение. Так, имам Джунайд аль-Багдади определил: «Тасаввуф – это экономия времени». А великий имам ар-Рифаги сказал: «Он (суфий) ценит каждый свой вздох и не проводит время в расточительстве».

 

МУХАММАД-БУКАР ГАМИДУЛЛАЕВ
ДОКТОР ЭКОНОМИЧЕСКИХ НАУК, ПРОФЕССОР