20 апреля
2024 года
поделиться
Категория: История

Туркменистан: история и культура Ислама в национальных музеях и памятниках

Двадцать лет назад я впервые посетил Туркменистан в качестве члена небольшой делегации, представляющей Бюро ЮНЕСКО в Ташкенте. Как историк Ислама в Центральной Азии, я, конечно, был осведомлён о богатом прошлом и живой культуре страны, но в то же время слегка был удивлён, когда мне показали недавно открытый великолепный Национальный музей истории Туркменистана. Расположенный на фоне гор Копетдаг, он был самым передовым в Центральной Азии с точки зрения вложения как государственных ресурсов, так и средств для представления и сохранения своих коллекций в соответствии с международными стандартами. Среди новых независимых государств региона, которые финансировали новые или модернизировали центральные музеи как гордые архитектурные символы национальной культурной самобытности, Республика Туркменистан явно выделялась в этом деле в качестве лидера.

Нам была предоставлена возможность осмотреть Национальный институт рукописей Туркменистана. Он функционирует в соответствии с лучшими стандартами в изучении и содержании своей ценной коллекции из более чем 10000 произведений, датируемых XII–XIX веками и относящихся к Туркменистану. Другая большая коллекция исламских рукописей и связанных с ними книг (около 50000) хранится в Национальной библиотеке Туркменистана.

 

История

Современный Туркменистан граничит с Ираном, Афганистаном, Узбекистаном и Казахстаном и занимает юго-восточный угол Каспийского моря. Узкий массив гор, Копетдаг, на юге отделяет его от Ирана. Их северные нижние склоны плодородны, на них уже давно культивируются традиционные растения: миндаль, можжевельник, орех, абрикосы и др., но вскоре они переходят в великую пустыню Каракум, доминирующую в центральной части страны.

 

Это традиционная родина кочевых и полукочевых туркменских племён. К северу и востоку от пустыни территория Туркменистана граничит с великой речной системой Амударьи. Эти области с древних времён были заняты городскими сельскохозяйственными обществами.

 

На востоке от Каракума находится великий оазис Мерв, питаемый рекой Мургаб, текущей из высокогорья Афганистана. Ислам был принят в качестве доминирующей религии в этой части Средней Азии. В 1995 году после обретения независимости Туркменистан с единогласного одобрения Генеральной Ассамблеи ООН объявил себя государством постоянного нейтралитета. Конституция страны подчёркивает светский характер государства, одновременно поддерживая свободу религии и совести.

 

Приблизительно 93% его населения – мусульмане- сунниты (в основном ханафитского мазхаба, как и их тюркоязычные братья на севере). Небольшие анклавы мусульманшиитов живут вдоль южной границы с Ираном. Большинство туркмен с готовностью идентифицируют себя как мусульмане и признают Ислам как важную часть культурного наследия.

 

В Туркменистане все аспекты религиозной жизни находятся под жёстким контролем государства, и официальная дискуссия о конкретном вкладе Ислама в историю и культуру Туркменистана ограничена. Тем не менее, Ислам продолжает выражать себя молча, хотя и красноречиво, через творения предков, представленные в его национальных музейных коллекциях, библиотеках, архивах, а также в сохранившихся исламских памятниках и живых народных традициях.

 

Музеи

Первая музейная коллекция в Туркменистане была создана в 1897 году, за ней последовал Музей Каспийского моря в 1898 году: оба были посвящены истории региона, этнографии, естествознанию и изобразитель
ному искусству.

С тех пор целая серия национальных и местных музеев была посвящена этим предметам, имеющим ключевое значение для понимания национального наследия. Национальный музей истории (ныне называемый Государственным музеем Государственного культурного центра), который был открыт в 1998 году, с тех пор стал центральной частью великого объединённого архитектурного комплекса музеев (виртуальное знакомство с их экспонатами теперь доступно через Интернет).

 

С обеих сторон от него расположен Музей первого президента Туркменистана (открыт в 2007 году) и Музей этнографии и краеведения (открыт в 2009 году). Новые провинциальные музеи, посвящённые истории и местной культуре, были также открыты в Мерве в 2010 году, а в Дашогузе, Ташменабате и Балканбате – в 2011 году.

 

Впечатляет также новый Национальный музей ковров в Ашхабаде, где изучаются и демонстрируются всемирно известные достижения Туркменистана в различных текстильных туркменских традициях. Тем не менее, богатство исламского прошлого Туркменистана лучше всего возможно понять через его сохранившиеся исламские памятники.

 

В стране имеются две основные группы исламских архитектурных памятников (в Куня-Ургенче и Мерве), а также индивидуальные здания и комплексы вдоль международных торговых путей, пересекавших Среднюю Азию. Остатки Куня-Ургенча, древней столицы Хорезма, находятся на севере, на бывшем левом берегу реки Амударьи.

 

Давно заброшенная территория содержит ряд великолепных исламских памятников в основном с XI по XVI века. Самым крупным сохранившимся сооружением является мавзолей Турабек-Ханым, дочери Узбек-хана, обратившего этот район в Ислам. Минарет Кутлуг-Тимура (ближайшего советника Узбек-хана) высотой 62 метра является самым высоким в Центральной Азии и наиболее заметным сооружением, построенным здесь в XIV веке.

Плодородный оазис Мерва на юго-востоке страны поддерживал один из самых известных урбанистических центров и империй в Средней Азии, особенно во времена сельджуков, что подтверждается рядом сохранившихся памятников, в том числе великолепным мавзолеем султана Санджака (1118–1157 гг.).

 

Мерв был крупным центром обучения, выпустившим многих известных мусульманских учёных и алимов, в том числе Ахмада ибн Абдалла аль-Марвази (IX век), аль-Сагани, Абдурахмана аль-Хазини (XII век) и Ибн Ахмада аль-Хараки (ум. в 1138–1139 гг.). Знаменитый географ Якут аль-Хамави (ум. в 1229 г.) провёл два года (1216–1218), изучая науки здесь в десяти библиотеках. Куня-Ургенч и Мерв являются объектами Всемирного наследия ЮНЕСКО.

 

Среди отдельных исламских структур, имеющих большое значение в других частях страны, выделяются Тимуридская мечеть Саида Джамаледдина (XV в.) в Анау, Караван-сарай Даяхатын (XII в.), Караван-сарай Хурмузфарра (IX–X вв.) и мавзолей Геок-Гумбез (XIII–XIV вв.).

 

При царской и советской власти крупные археологические исследования проводились на большинстве ключевых исламских мест Туркменистана местными специалистами совместно с работниками академических учреждений Москвы и Ленинграда. Особенно заметной с 1946 года была работа археологической многопрофильной экспедиции Южного Туркменистана.

 

Сотрудничество с российскими археологами продолжается и сегодня, как и с коллегами из других стран, особенно из Великобритании, Италии и Японии. С 2001 года Туркменистан получил значительную поддержку из Соединённых Штатов Америки, в частности в деле сохранения многих ключевых исламских памятников страны, а также исторических коллекций его национальной библиотеки.

 

Значительная профессиональная музеологическая поддержка продолжается из Франции и Германии. Недавно были проведены некоторые важные международные выставки туркменских древностей, в том числе в Музее искусств «Метрополитен» в Нью-Йорке (посвящённом культурным достижениям сельджуков) и в музеях Берлина, Гамбурга и Мангейма.

 

Ряд влиятельных мусульманских учёных (в том числе аль-Газали и аль-Казвини) подчёркивали достоинство созерцания тех элементов природного или искусственного мира, которые порождают назидание (`ибра), как способа приближения к Богу. В XIII веке Абу Джафар аль-Идриси считал, что все мусульмане обязаны посещать чудеса (`аджаиб) земли – будь то удивительные природные достопримечательности или рукотворные шедевры искусства и архитектуры.

 

Он и другие воспринимали восхитительные предметы, изготовленные искусными мастерами, как напоминание о Боге, и их рассматривание – назидательным поступком. Аль-Идриси также призвал верующих «представить тех могущественных и богатых правителей глубокой древности, которые поручили строительство удивительных памятников как символа их могущества. И всё же их высокомерие было наказано их кончиной.

 

Только камни остались в качестве свидетелей их исчезнувшей былой славы». С этой точки зрения богатое наследие Ислама, воплощённое в творениях мусульманских народов Туркменистана, хранящееся в его музеях, библиотеках и памятниках, само по себе является постоянным проводником и напоминанием присутствия и силы Всемогущего Аллаха.
 
ГАЙ (ГАЙДАР) ПЕТEРБРИДЖ, ПРОФЕССОР, СПЕЦИАЛИСТ ПО КУЛЬТУРНОМУ НАСЛЕДИЮ И ИСТОРИИ ИСЛАМА, АВСТРАЛИЯ, РОССИЯ