24 апреля
2024 года
поделиться

Ответы на вопросы от 15.05.2019 (по Ханафи)

1. – Является ли кошачья шерсть нечистотой? Будет ли действительным намаз, если к телу прилипли три кошачьих волоса? 2. – Какие действия во время поста помимо его нарушения приводят к обязанности вместе с возмещением выплаты кафарата (искупительное действие)? 3. – Какие действия нарушают пост? 4. – Правда ли, что над мусульманином, совершившим самоубийство, не совершают погребальную молитву? 5. – Обязательно ли произносить «бисмиллях» («с именем Аллаха I») при закалывании животного?

1. – Является ли кошачья шерсть нечистотой? Будет ли действительным намаз, если к телу прилипли три кошачьих волоса?

– Нечистотой (наджасой) не считается часть тела животного (с его смертью или отделением этой части от тела), мясо которого нельзя употреблять в пищу или заколотого не по Шариату и в которой не протекает кровь.

 

Это шерсть, волосы, перья, рога, копыта, кости, если на них нет жира, так как жир является нечистотой. Исключением является свинья – любая часть её тела является нечистой. («Марак аль-Фалях»)
Заключение: Кошачья шерсть не является нечистотой. 

 

2. – Какие действия во время поста помимо его нарушения приводят к обязанности вместе с возмещением выплаты кафарата (искупительное действие)?

– Если человек во время поста месяца Рамадан осознанно вступит в интимную близость или примет внутрь что-либо съестное, то это нарушает пост и приводит к обязанности наряду с восполнением его совершить искупительные действия.

 

Искупительные действия: он должен освободить раба, а если не может сделать этого, то должен поститься два месяца подряд, при условии, что в них не должен входить Рамадан и дни, в которые нельзя поститься. Если он не может и этого, то он должен накормить шестьдесят нуждающихся. За нарушение поста вне Рамадана искупительные действия не предписаны, даже если это пост в качестве восполнения пропущенных дней Рамадана.

 

3. – Какие действия нарушают пост? 

– Пост нарушается:

– если в результате поцелуя или ласки произошло семяизвержение;

– если человек проглотил явную вещь, подобно мелкому камню, семечку и т. п.;

– если человек совершил близость не во влагалище и не в задний проход, и произошло семяизвержение;

– если он сделал себе клизму или закапал лекарство в нос;

– если закапал лекарство в ухо;

– если он лечил проникающее ранение черепа или брюшной полости жидким лекарством и оно достигло его внутренностей или мозга;

– если он ел, думая, что рассвет ещё не начался, но потом оказалось обратное; – если он поел, думая, что солнце уже зашло, но потом оказалось обратное. Во всех этих случаях пост нарушается, и необходимо восполнить его без искупительных действий. Закапывание лекарства в мочеиспускательный канал, по мнению Абу Ханифы и Мухаммада, не нарушает пост, а Абу Юсуф считает, что пост при этом нарушается.

 

Если рвота произошла непроизвольно, то пост не нарушится, но если человек вызвал её преднамеренно и рвотные массы наполнили рот, то он обязан восполнить пост. Так считает аль-Кудури, а Ибн альХумам в «Фатх уль-Кадир» сказал: «Обычно происходит так, что рвота либо случается непроизвольно, либо вызывается преднамеренно, и в каждом из этих случаев она либо наполняет рот, либо нет, и в любом случае она либо выходит наружу, либо возвращается обратно.

 

Если рвота произошла непроизвольно и вышла наружу, то это не нарушает пост, независимо от того, много её было или мало, так как приведённое нами имеет общее значение. Если человек проглотил (рвотные массы) сам, и он помнил о том, что постится, то, если они заполнили рот, этим, по мнению Абу Юсуфа, пост нарушился, так как рвота считается выходом из тела и нарушает чистоту и она вошла обратно.

 

По мнению Мухаммада, подобная рвота не нарушает пост, и это верно, так как самого разговения не произошло – человек ничего не брал в рот, и не было ничего схожего с этим по смыслу, и рвотные массы не являются тем, что обычно употребляют в пищу.

 

Основой является то, что Абу Юсуф, рассматривая возвращение рвотных масс, принимал во внимание то, что они вышли и наполнили рот, а Мухаммад – было ли проглатывание рвотных масс преднамеренным, будь их мало или много.

 

Но если проглотить их умышленно, то пост нарушится, по мнению обоих. По мнению же Абу Юсуфа, пост нарушается по причине того, что считается вышедшим с точки зрения Шариата, а по мнению Мухаммада – по причине того, что человек сделал это осознанно.

 

Если же рвотные массы не заполнили рот и вернулись обратно, то пост не нарушается, по мнению обоих, но если человек вернул их сам, то, по мнению Абу Юсуфа, это не нарушило пост, и это принятое мнение, так как ничего, с точки зрения Шариата, не вышло.

 

По мнению Мухаммада, это нарушает пост по причине того, что это было сделано осознанно. Если же человек вызвал рвоту преднамеренно и что-то вышло, то, если рвотные массы заполнили рот, его пост нарушается, и относительно этого у учёных-богословов есть согласие, как уже говорилось.

 

При этом самопроизвольное или преднамеренное возвращение рвотных масс не рассматривается, так как человек нарушил пост ещё до этого, уже по причине того, что вызвал рвоту. Если же рвотные массы не заполняют рот, то, по мнению Мухаммада, это нарушает пост по причине того, что было сказано ранее, и, по его мнению, разница между самопроизвольным и преднамеренным не рассматривается.

 

По мнению Абу Юсуфа, пост не нарушается, и это мнение, принятое некоторыми учёными. Однако основное мнение мазхаба соответствует словам Мухаммада, которые упоминаются в «Аль-Кафи». Далее, если рвотные массы вернулись самопроизвольно, то, по мнению Абу Юсуфа, это не нарушило пост, так как ничего не вышло, но если постящийся сделал это преднамеренно, то от Абу Юсуфа передаётся две версии: по одной, пост не нарушается, так как ничего не вышло, а по другой – нарушается, так как он совершил слишком много преднамеренных действий.

 

Зуфар согласен с Мухаммадом в том, что малое количество нарушает пост в соответствии с основой, по которой малое количество рвоты нарушает чистоту». Если постящийся поел, попил или вступил в интимную близость, забыв, что он постится, то это не нарушает его пост.

 

То же самое будет, если он уснул и у него произошла поллюция, или взглянул на жену – и у него случилось семяизвержение. Также пост не нарушает нанесение крема на тело, кровопускание или использование сурьмы. Поцелуй, после которого не произошло семяизвержения, также не нарушает пост. («Фатх уль-Кадир»)
 

 

4. – Правда ли, что над мусульманином, совершившим самоубийство, не совершают погребальную молитву?

– Имам Аляуддин аль-Хаскафи в книге «Ад-Дурр ульМухтар» пишет: «Если кто-либо из мусульман совершит самоубийство, даже если это он сделает намеренно, то необходимо совершить все погребальные обряды – купание, погребальную молитву и т. д.».

 

Имам Ибн Абидин в своих субкомментариях пишет: «В хадисе, повествующем о том, что Пророк Мухаммад ﷺ не совершил погребальной молитвы над самоубийцей, нет указания на то, что её нельзя совершать. Очевидно, что он отказался совершать погребальную молитву над этим человеком, чтобы удержать других от подобного поступка (самоубийства). И из этого не следует, что никто из сподвижников не совершил над ним джаназа-намаз». («Ад-Дурр уль-Мухтар»)


Заключение:

Самоубийство – это тяжкий грех, тем не менее над мусульманином, совершившим самоубийство, совершается погребальная молитва.
 

 

5.  – Обязательно ли произносить «бисмиллях» («с именем Аллаха ») при закалывании животного?

– Не дозволяется есть животное, если при его заклании намеренно не было произнесено «бисмиллях». Однако если человек забыл произнести «бисмиллях», то мясо такого животного дозволено употребить в пищу. («Хашияту ибн Абидин»)