24 апреля
2024 года
поделиться

Лучшее время выплаты закята (обязательной милостыни) – месяц Рамадан

Лексическое значение слова «аз-закят» – «очищение» и «прирост». Закят был назван так, потому что он очищает имущество; также говорят, что он был назван так, потому что это увеличивает имущество, то есть оно прирастает в результате исполнения этой обязанности Всевышнего.

В Шариате правилом для выплаты закята является наличие у владельца нисаба (размера имущества, при обладании которым его владельцу предписана выплата закята, и этот размер различается в зависимости от вида имущества), из которого Шариат выделил долю для бедных, нуждающихся мусульман.

 

И он выплачивает её ради Всевышнего Аллаха, повинуясь Ему и стремясь заслужить Его довольство. Закят – одна из предписанных Всевышним Аллахом обязанностей, один из столпов Ислама. Большинство знатоков фикха (исламского права) ставят закят перед постом в месяц Рамадан, следуя Книге Всевышнего Аллаха (Корану), также это объясняется тем, что закят – лучшее из поклонений после намаза, и Всевышний Аллах в Своей Великой Книге в тридцати двух местах упоминает закят наряду с намазом («Радд уль-Мухтар»).

 

Всевышний Аллах предписал закят во многих аятах Корана, где говорится (смысл): «Совершайте намаз и выплачивайте закят…» (сура «Аль-Бакара», аят 43). Тот, кто отвергнет обязательство закята, становится неверным и выходит за рамки религии Ислам.

 


 На кого возложена обязанность выплаты закята?

Закят предписан свободному, достигшему совершеннолетия и находящемуся в здравом уме мусульманину, если он единолично обладает полным размером (нисабом) имущества, при обладании которым его владельцу предписано выплачивать закят, если с момента обладания этим имуществом прошёл один лунный год.

 

Полным размером имущества, при обладании которым его владельцу предписано выплачивать закят, считается владение суммой в двести дирхемов серебра. Дирхем – серебряная монета, а ещё это мера веса; согласно консенсусу со времён сподвижников и их последователей, десять дирхемов должны равняться семи мискалям. Мискаль – мера веса, равная 4,233 г.

 

Чтобы возникла обязанность выплачивать закят, человек может иметь двадцать мискалей золота, или их стоимость в деньгах, или владеть имуществом, предназначенным для продажи, в размере этой суммы. Если мужчина обладает полным размером имущества, при обладании которым его владельцу предписано выплачивать закят, но на нём есть долг, то в этом случае следует посмотреть: если этот долг равен всему его имуществу, то он не обязан выплачивать закят.

 

Но если его имущество превышает размер долга, то он обязан выплатить закят с того, что превышает размер долга, если имущество, превышающее размер долга, достигает размера, при обладании которым хозяину предписано выплачивать закят.

 

Закят предписан с имущества, предназначенного для продажи, если стоимость этого имущества достигает размера, при обладании которым предписано выплачивать закят, в пересчёте на золото или серебро, то есть достигает двадцати мискалей золотом или двухсот дирхемов серебром.

 

Закят не выплачивается ни с домов, предназначенных для проживания, ни с одежды, предназначенной для ношения, ни с домашней утвари, ни с животных, предназначенных для езды, ни с рабов, предназначенных для работы, ни с орудия, которое используется.

 

А если эти вещи предназначены для торговли, то с них предписано выплатить закят, если их стоимость достигает размера, с которого предписано выплачивать закят. Разрешается отдавать закят в виде стоимости, если у человека возникла обязанность выплатить закят с золота или серебра, а также с предметов, предназначенных для торговли.

 

Если имущество было утрачено (утеряно, погибло и т.д.) уже после того, как с него нужно было выплатить закят, то владелец имущества освобождается от обязанности выплатить закят и не должен восполнять её в дальнейшем.

 

Если же погибла часть имущества, то он будет освобождён от уплаты закята в размере, соответствующем доле этого утерянного имущества. Но если имущество не погибло и не утеряно, а было израсходовано, то он не освобождается от обязанности выплатить закят. («Радду-ль-Мухтар», «Аль-Хидайа», «Аль-Бахр ар-Раик», «АльЛюбаб фи шарх аль-Китаб»)

 

Закят уль-фитр

Закят уль-фитр (садака, обязательная милостыня в конце месяца Рамадан) обязателен для каждого свободного мусульманина, если он владеет любым имуществом в размере, с которого выплачивается закят, помимо жилища, одежды, домашней утвари, коня и орудия.

 

Садакат уль-фитр становится обязательным при достатке, обладателю которого запрещено получать имущество закята. Мужчина отдаёт закят уль-фитр за самого себя, за своих малолетних детей, за раба (предназначенного в качестве прислуги), даже если раб не мусульманин.

 

Мужчина не обязан выплачивать садакат уль-фитр ни за свою жену, ни за своих взрослых детей, даже если они живут вместе с ним, также он не обязан выплачивать его за рабов, предназначенных для продажи. Закят уль-фитр становится обязательным с началом рассвета дня окончания поста. За того, кто умер до этого времени, закят выплачивать не нужно.

 

То же самое и в отношении того, кто принял Ислам или родился после начала рассвета: закят уль-фитр не обязателен ни ему самому, ни за него. Предпочтительно отдавать закят ульфитр в день окончания поста, перед тем как выйти к месту совершения праздничного намаза.

 

А если человек отдал его прежде, чем наступил день окончания поста, то это дозволяется. Если он не отдал закят уль-фитр, то он не освобождается от этой обязанности и должен его возместить. Закят уль-фитр отдаётся бедным и нищим, которые не владеют любым имуществом в размере, с которого выплачивается закят. Это указание на то, что садакат альфитр не разрешается давать тому, кто обладает достатком, по причине которого запрещено брать имущество закята.

 

Автор книги «Ад-Дурр аль-Мухтар» говорит: «Закят уль-фитр подобен закяту в его расходовании и во всём остальном...». Также закят нельзя отдавать тому, кто связан с тем, кто отдаёт, прямым родством или супружескими узами, а также богатому, члену рода бану Хашим и им подобным.

 

Его слова “и во всём остальном” не означают обобщения всех случаев вообще, а под этим понимается всё, что связано с выплатой закята тем, кто имеет право на его получение, – намерением и передачей в собственность, и простого разрешения пользоваться здесь недостаточно».

 

В хадисе, переданном от Абдуллы ибну Аббаса رضي الله عنه, сказано: «Посланник Аллаха ﷺ предписал раздавать закят ульфитр, дабы постившиеся очистились от ненужных слов и непристойностей и чтобы насытились бедняки» (Абу Давуд). Размер закята уль-фитр – это половина са’а пшеницы либо один са’ фиников, изюма или ячменя.

 

Если в качестве закята уль-фитр отдать что-то другое, например, дирхемы или медные деньги, рис или кукурузу, в размере стоимости половины са’а пшеницы либо одного са’а фиников, изюма или ячменя, то это будет выплата стоимостью. При этом если человек намеревался выплатить закят уль-фитр, то выплата закята будет действительной.

 

Объём одного са’а, по мнению имамов Абу Ханифы и Мухаммада, равен восьми иракским ратлям, а по мнению Абу Юсуфа, да смилостивится над ним Аллах ﷻ, он равен 5,3 ратля. Са’ был сосудом, которым измерялся объём продуктов во времена Пророка ﷺ, а когда Ислам распространился по всему миру и мусульмане захотели выплачивать закят уль-фитр, то они стали считать объём по весу.

 

И так как продукты одного объёма отличались по весу, среди учёных возникли различные мнения относительно расчёта, и они дали фетву согласно этому. В наше же время больше распространены меры веса в килограммах и граммах как на рынках, так и в иных делах.

 

Из всего этого выходит, что если отдать два килограмма пшеницы в качестве закята уль-фитр, то этим, по мнению ханафитов, закят считается выполненным, так как половина са’а не превышает этого количества, и если са’ считать как восемь багдадских ратлей. («Ад-Дурр аль-Мухтар»)


 
МАТЕРИАЛ ПОДГОТОВЛЕН СОГЛАСНО ХАНАФИТСКОМУ МАЗХАБУ

ПОЛОСУ ПОДГОТОВИЛ МУХАММАД ФАРУК АЗИМОВ