Закят разговения (аль-фитр)

Обязательная милостыня по окончании поста месяца Рамадан Закят разговения является особенностью общины Пророка Мухаммада ﷺ. Обязательным этот вид закята стал во 2-м году хиджры, за два дня до Уразы-байрама (Праздник Разговения), в том же году, в котором Всевышний Аллах предписал соблюдение поста месяца Рамадан.

статья опубликована в номере: 34 (575) / от 15 мая 2019 (Рамадан 1440 г.)
109

Одной из мудростей, скрытых в выплате закята уль-фитр, является то, что благодаря этому Всевышний Аллах прощает недостатки, допущенные в соблюдении поста. В хадисе сказано: «Пост Рамадана будет находиться между землёй и небесами, и не будет принят до тех пор, пока не выплатят закят уль-фитр» («Джами уль-Ахадис»).

 

От Ибн Умара رضي الله عنه передаётся: «Пророк ﷺ велел выплатить подаяние разговения после поста Рамадана в виде саа фиников или ячменя на раба и свободного, на мужчину и женщину, на взрослого и ребёнка из числа мусульман» (аль-Бухари, Муслим).

 

Неверующий тоже обязан выплачивать закят уль-фитр, но не за себя, а за своих родственников-мусульман, находящихся на его иждивении. Тот, у кого нет средств на пропитание для себя и своих иждивенцев более чем на праздничную ночь и праздничный день, считается бедным и не обязан платить закят уль-фитр, в отли
чие от того, у кого остаётся излишек после праздничной ночи и праздничного дня.

 

Излишком считается любое имущество, продав которое можно выплатить закят уль-фитр, за исключением дома – его продажа не входит в обязанность. Наличие долга не является препятствием для выплаты закята уль-фитр. Тот, кто обязан отдать его за себя, обязан отдать его и за тех, кто находится на его попечении.

 

Если глава семьи не имеет достаточных средств для выплаты закята уль-фитр за всех членов семьи, то в первую очередь он должен отдать за себя, затем за свою жену, затем за своего несовершеннолетнего ребёнка, далее – за отца, далее – за мать, затем за своего совершеннолетнего ребёнка.

 

Закят ульфитр выплачивается со следующих зерновых культур: пшеницы, риса, кукурузы, фиников, винограда и т. д. В качестве закята уль-фитр также можно отдавать сыр и молоко, но их даёт только тот, у кого это является основным продуктом питания. Мусульманин обязан отдавать закят уль-фитр с того продукта питания, которым питается большинство жителей его населённого пункта.

 

Если в населённом пункте существуют несколько основных продуктов питания – можно отдать с любого из них. По мазхабу имама аш-Шафии, закят уль-фитр необходимо выплачивать зерном. Зерно должно быть целым и хорошего качества.

 

Опекун не обязан брать разрешение для выплаты закята с тех, кого он опекает, будь это несовершеннолетние дети, жена и т. д. При выплате закята необходимо сделать соответствующее намерение, к примеру: «Я намереваюсь выплатить обязательный закят уль-фитр за себя». Опекуну также необходимо сделать намерение при выплате закята с имущества несовершеннолетнего ребёнка и душевнобольного человека.

 

Вакилю, то есть уполномоченному человеку, необязательно делать намерение во время раздачи закята, если уполномочивающий человек, то есть хозяин, сделал намерение, когда передавал ему свой закят. Обязательным является совершение намерения сердцем, а произношение намерения вслух является желательным.

 

Закят уль-фитр получают те же восемь категорий людей, которые получают и закят с имущества. По мнению некоторых учёных мазхаба имама аш-Шафии, достаточно раздать трём неимущим, необязательно всем категориям. Имам ар-Рафии считает, что достаточно дать и одному человеку.

 

Саа равен 2 кг 400 г, но для точности лучше выплатить 2,5 кг. Согласно мазхабу имама ашШафии, нельзя выплачивать деньгами. О д н а к о , с л е д у я мазхабу и м а м а Абу Хан и ф ы , разрешается выплачивать деньгами в размере стоимости 1 саа, который составляет 3200 г.  Однако следует учитывать, что по мазхабу Абу Ханифы достаточно отдать полсаа, если выплачивают пшеницей или изюмом, то есть приблизительно 1700–2000 г.

 

Время выплаты закята уль-фитр

Мусульманские богословы сошлись на том, что время выплаты закята уль-фитр наступает с завершением месяца Рамадан, и расходятся только в том, должен ли это быть заход солнца в вечер разговения или восход солнца в день праздника. Но несомненно, что лучшее время – перед выходом на праздничную молитву.

 

Ибн Умар رضي الله عنه сказал: «Пророк ﷺ повелел нам выплатить закят разговения до выхода людей на праздничную молитву» (аль-Бухари). Закят уль-фитр также можно выплатить и в начале Рамадана, не дожидаясь его конца. Но нельзя его выплачивать до наступления месяца Рамадан. Откладывание выплаты закята после совершения праздничного намаза является нежелательным (макрух).

 

Откладывать выплату закята уль-фитр до захода солнца дня разговения без уважительной причины является грехом (харам). Мусульманин имеет право откладывать выплату закята ульфитр, если его имущество или люди, которые должны получить закят, находятся далеко. Закят нужно раздать тем, кто находится в том населённом пункте, где он выплачивается.

 

Если таковых не будет, тогда его можно перенести в другое место. Если в течение месяца Рамадан закят не был выплачен, то его нужно выплатить и раздать в том населённом пункте, где выплачивающий находится в момент захода солнца последнего дня месяца. Да примет Всевышний Аллах благодеяния всех верующих и наделит наилучшими благами! Аминь.

 

АДИЛЬ ИБРАГИМОВ
 

Также в рубрике

Коллективный (джамаат) намаз

Религия Ислам придаёт большое значение совершению намаза в коллективе (джамаатом). Кроме того, что это

Причины, по которым дозволено прервать намаз

Прерывание любого обязательного поклонения, после того как человек вступил в него, без уважительной причины

Запрещённые действия для вступившего в хадж

1. Надеть сшитую одежду (мужчинам). 2. Покрыть голову (мужчинам). 3. Закрыть лицо и руки до кистей для женщин. 4.

Обязательные составляющие хаджа

После окончания месяца поста наступает сезон хаджа. Начиная с первого дня Шавваля уже можно вступить в хадж,