18 апреля
2024 года
поделиться
Категория: Социальная

Добро – под прицелом

Чем чаще в последнее время я захожу в социальную вселенную под названием «Инстаграм», тем меньше впоследствии мне хочется там быть.

Ведь чего только там не увидишь: ктото кого-то «разоблачил», кто-то подрался, какая-то знаменитость оскорбительно высказалась о другой знаменитости, и т. д. И самое интересное, что под всем этим обязательно появляется огромное количество разнополых комментариев от диванных учёных и кухонных экспертов.

 

Как правило, такому контингенту ничего не стоит нецензурно выразиться о незнакомых людях и вести себя полностью противоположно своим собственным статусам и картинкам. Особенно удручает тот факт, что в последнее время этим активно страдает немало мусульман, чья вера всё больше перемещается из сердца на язык.

 

Складывается ощущение, что люди, которые идентифицируют себя как праведные и набожные мусульмане, абсолютно не знакомы с элементарными этическими нормами своей религии. Возможно, я чего-то не понимаю, но объясните, пожалуйста, как можно называть себя мусульманином (мусульманкой) плюс афишировать это посредством своего профиля и в то же время позволять себе оскорблять и высмеивать других людей?

 

В Священном Коране сказано (смысл): «О вы, которые уверовали! Пусть одни люди не насмехаются над другими, ведь может быть, что те (над кем они глумятся) лучше них. И пусть одни женщины не насмехаются над другими женщинами, ведь может быть, что те (над кем они глумятся) лучше них» (сура «Аль-Худжурат», аят 11).

 

Всевышний Аллах упомянул об очередной обязанности мусульман друг перед другом и запретил глумиться над людьми, какой бы веры или принадлежности они ни были. Это относится ко всем обидным словам и язвительным поступкам, которыми один мусульманин может унизить другого. Это большой грех, и Ислам строго запрещает подобное обращение.

 

Такое отношение к людям, как правило, вызвано высокомерием и самодовольством. А ведь тот, над кем насмехался самодовольный гордец, может быть лучше него. В действительности чаще всего так и бывает, потому что глумиться над другими позволяют себе только люди, обладающие скверным нравом, сердца которых переполнены скверными качествами и лишены благородства и других достоинств.

 

Чужие границы

Как известно, наша религия крайне щепетильно относится к таким вещам, как достоинство человека. Причём здесь неважно, о ком идёт речь: о верующем или безбожнике. Это (достоинство, честь) своего рода аманат, который нужно беречь и на что непозволительно посягать.

 

Но почему же в последнее время мы всё чаще забываем о том, что быть мусульманином – это прежде всего относиться к окружающим с позиций добра, а не злорадства и негатива? Почему некоторые считают, что если человек не мусульманин, то в отношении него вдруг дозволяется всё плохое?

 

Это воочию можно наблюдать (причём регулярно) на просторах различных социальных площадок, где под постами о «чужих» обязательно будет литься водопад оскорблений.

 

На страже добра

В мире и без нашего участия творится огромное количество бесчестья. И если сегодня мы не будем с этим бороться, то до появления имама Махди ситуация только усугубится. Вообще, понятие «добро» весьма и весьма многогранно и проявляться может не только в оказании кому-либо материальной помощи.

 

Добро – это прежде всего отстранение от зла и причинения вреда даже там, где ты имеешь на это полное право. Многие, к сожалению, оправдывают совершение зла правом мести: мол, как они к нам, так и мы к ним.

 

Но если мы заглянем в жизнеописание Пророка Мухаммада ﷺ и попытаемся узнать, скольких из тех, кто оскорблял его и всячески ему вредил, он в итоге наказал, то не найдём в этом списке ни одного имени. Совпадение? Отнюдь нет.

 

Просто наш Пророк ﷺ никогда в своей жизни не прибегал к притеснению даже в качестве мести. И если бы не такое милосердное отношение к окружающим, то Ислам не распространился бы в таких масштабах. Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Воистину, Аллах I добр и любит доброту. Он позволяет добиться благодаря доброте того, чего не добиться суровостью или чем бы то ни было иным» (аль-Бухари, Муслим).

 

На мой взгляд, именно доброта, проявляемая в поведении, служит сегодня главным катализатором в деле призыва. Возможно, просто потому, что добро – это всегда красиво. Однако сегодня в моде новые тренды поведения, зачастую полностью противоположные мировоззрению мусульманина.

 

И если для наших предков уважение к окружающим, проявление доброты и скрывание чужих грехов было чем-то само собой разумеющимся, то для современного общества это всё чаще становится исключением из правил, нежели самим правилом. Возможно, поэтому мы часто видим социальный контент под маркировкой «о добре», учитывая, что в скором времени это может стать настоящим раритетом.

 

Слепые

Противоположностью доброты можно назвать равнодушное отношению к чувствам людей, что является как бы антагонистом в сердце верующего. Сюда можно отнести оскорбление и желание обвинить человека в чём-либо. Складывается ощущение, что некоторые люди получают некое удовольствие оттого, что ведут себя 
таким образом.

 

Иначе трудно понять, почему определённые моменты, которые нас напрямую не касаются, вызывают у некоторых столько негатива. Согласитесь, разве можно понять, как, например, один человек способен получать удовольствие от страданий или оскорблений других?

 

Думаю, вера человека во многом читается по тому, как человек воспринимает окружающую действительность в общем и людей в частности. И вряд ли человека можно назвать правоверным, если в обществе он известен как завистник или грубиян.

 

Именно посредством того, что исходит от нас в отношении людей, можно строить гипотезу о том, каким окажется наше последнее пристанище. Как мы знаем из священных писаний и хадисов Пророка ﷺ, в Судный день к человеку отнесутся так же, как он относился в этой жизни к другим.

 

Нельзя быть наивными, полагая, будто что-то ускользнёт от Всевышнего и не окажется на весах деяний. Не стоит также надеяться, что все те, кого мы оскорбляли, притесняли и унижали, каким-то магическим образом вдруг нас простят.

 

Из этого можно сделать вывод, что большая часть того негатива, что исходила от нас, в своё время может вернуться к нам кровавым бумерангом, даже если мы об этом давно и удачно позабыли. Однако в Судный день окажется, что «никто не забыт и ничто не забыто», так как Хранимые Скрижали начнут, наконец, «рассекречивать».

 

Напоследок

Хотелось бы лишний раз напомнить о том, что быть мусульманином или мусульманкой на словах значительно проще, чем на деле. Пусть Всевышний поможет нам проявлять свою веру в поступках, а не в красивых речах. Аминь!

 

КАПИЯТ МАГОМЕДРАСУЛОВА