18 апреля
2024 года
поделиться
Категория: Религия

Борец за чистоту веры

Татарский богослов современности Валиулла-хазрат Якупов. В последние два десятилетия в России наблюдается своеобразное религиозное возрождение. Возросла роль религии в жизни как отдельного человека, так и общества в целом. В развитии религиозности татарского народа в 90-х годах прошлого века неоценимую роль сыграл видный российский религиозный и общественный деятель, мусульманский богослов, имам Валиулла Махмутович Якупов.

Валиулла Якупов родился 4 сентября 1963 года в деревне Дмитриевка Республики Башкортостан. В 1981 году он окончил среднюю школу № 4 г. Бирска. В 1987 году успешно завершил учёбу в Казанском химико-технологическом университете, позже окончил аспирантуру исторического факультета Казанского государственного университета.

 

Первоначальные знания об Исламе Валиулле Якупову дали его мать и родственники. Позже, учась в аспирантуре, он старался изучать религию Ислам – как неотъемлемую часть культуры татар и башкир. С 1989 года много времени стал уделять своему духовному развитию, усердствовать в поклонении Всевышнему. А в последующем ещё и получил религиозное образование в Казанском высшем мусульманском медресе им. 1000-летия принятия Ислама.

 

На стыке 80–90-х годов Валиулла Якупов принимает активное участие в татарском национальном движении. В 1990 году он был избран председателем Молодёжного центра исламской культуры «Иман» при Союзе татарской молодёжи «Азатлык».

 

Он меняет своё имя Венер на Венерулла, а потом и на Валиулла и полностью погружается в религиозную сферу, начинает активно и глубоко изучать Ислам. В 1991 году Валиулла Якупов открывает издательство «Иман», которое до 2012 года выпустило более 1000 наименований книг и брошюр, до 20 наименований газет и журналов (газеты «Иман», «Вера», журналы «Мусульманский мир», «Иман нуры» и др.) об Исламе, богословские труды, религиозную и историческую литературу на русском и татарском языках.

 

Исламскую работу он вёл сразу на десяти информационных сайтах. В период религиозного подъёма и интереса к Исламу, с начала 90-х годов, благодаря его изданиям татарское население получает доступ к начальной информации о религии. Эта деятельность имела неоценимое значение, поскольку в то время практически не было религиозной литературы.

 

Все издания печатались на газетной бумаге в экономном оформлении и были доступны по цене. Такая литература активно раскупалась населением и распространялась повсеместно даже за пределами Татарстана. Особо ценили его книги в Дагестане. 6 ноября 1992 года Валиулла Якупов был избран имам-хатыбом Апанаевской мечети Казани.

 

В 1993 году он участвует в организации Казанского высшего мусульманского медресе «Мухаммадия» и становится его первым ректором, до ноября 1996 года. В январе 1995 года на Съезде мусульман республики Валиуллахазрат был избран членом президиума Духовного управления мусульман Республики Татарстан (ДУМ РТ).

 

В мае 1996 года он был избран заместителем имам-мухтасиба Казани, а в 1997 году назначен заместителем председателя ДУМ РТ. 14 февраля 1998 года на Объединительном съезде трёх муфтиятов Татарстана избирается первым заместителем Муфтия РТ Гусман-хазрата Исхакова и председателем вакуфов. В 2002 и 2006 годах на съездах мусульман повторно избирается на эту должность.

 

В 2003 году он проходит повышение квалификации в Российской академии государственной службы при Президенте РФ. В 2008 году становится заместителем Муфтия по связям с государственными структурами. В период деятельности Муфтия Ильдус-хазрата Файзова, в 2011– 2012 годах, работает начальником отдела образования ДУМ РТ. Валиулла-хазрат Якупов был неординарным и многогранным человеком.

 

Постоянно учился, самосовершенствовался. Со временем он становится экспертом в области Ислама и одним из самых образованных, активных религиозных деятелей мусульманской уммы Татарстана. В 2004 году защищает кандидатскую диссертацию по теме «Исламский компонент государственно-конфессиональных отношений в Татарстане в 90-е годы XX века (историко-политический анализ)».

 

С начала 2000-х годов начинается активный творческий период его жизни. Он пишет и издаёт свои аналитические статьи и книги об Исламе в Татарстане периода после распада СССР. Есть труды, в которых он анализирует историческое прошлое татар и мусульман России, сравнивает религиозный опыт мусульман Поволжья с опытом мусульман зарубежного мира.

 

До 2012 года он опубликовал более 30 книг. В начале 1990-х годов в России, в частности в Татарстане, через благотворительные фонды и некоторые ближневосточные страны начала распространяться идеология ваххабизма и, как следствие, идеи экстремизма и терроризма. Некоторые российские мусульмане того времени наивно полагали, что «братья по вере» из арабских стран помогут укрепить исламское возрождение в Татарстане.

 

Мало кто понимал, что арабские проповедники и благотворители преследует свои сугубо корыстные политические цели: распространить радикальную идеологию – ваххабизм. Реальность угрозы ваххабизма для всех стала ясна в 1999 году. Осознание опасности, жестокости и преступности этой идеологии до глубины души потрясло Валиуллу Якупова.

 

С этого времени он стал активно выступать против ваххабизации мусульманского населения Татарстана. В издательстве «Иман» начинает выходить множество книг иностранных авторов, разоблачающих ваххабизм и другие секты Ислама типа «Джамаат Таблиг», «Нурджулар», «Хизб ут-Тахрир».

 

Валиулла-хазрат внимательно анализировал эти негативные явления в Татарстане и в масштабах всей страны. Он стал активно говорить об этих проблемах, проводить специальные конференции, выступать, давать интервью. В своей работе «Неофициальный Ислам в Татарстане» (2003) он первым систематизировал и классифицировал все актуальные на тот период секты и разновидности радикального Ислама, действующие в регионе.

 

В то время не было среди татарских духовных деятелей таких, кто бы так же активно и смело выступал против религиозных сект и рассказывал о традиционном Исламе. Валиулла-хазрат Якупов, зная, что суфизм – неотъемлемая часть традиционного Ислама, в своём издательстве «Иман» выпускает множество книг по суфизму, издаёт труды татарских суфиев и ишанов дореволюционного периода, выступает за развитие суфизма на страницах СМИ.

 

Так, в одной из своих работ он пишет: «Татарская субцивилизация в своей духовной основе – суфийская, она базируется на суфийских ценностях и святынях, имеет суфийский акцент духовного поиска, суфийскую в сути систему жизненных ориентаций и образа жизни» (В. Якупов. «Ислам сегодня». Казань, 2011. С. 278). 

 


Якупов говорил, что пророческий Ислам в татарском народе был сохранён благодаря суфизму. В самые тяжёлые периоды своей истории татарский народ, объединившись вокруг суфийских шейхов, абызов, сумел сохранить национальную и религиозную самобытность и найти мудрый путь мирного сосуществования со всеми народами России.

 

Он переживал за судьбу татарского народа, за то, что из-за репрессий и антирелигиозной политики советского государства в Поволжье не сохранились суфийские духовные наставники. Понимая духовную и историческую 
связь татарского и дагестанских народов, Якупов посещает Дагестан, где встречается с духовными наставниками, в том числе с известным тарикатским шейхом, богословом Саидом-афанди Чиркави.

 

В издательстве «Иман» переиздаёт его книгу «Сокровища благодатных знаний» на татарском языке и распространяет среди мусульманского населения. Валиулла-хазрат Якупов винил в распространении ваххабизма в Татарстане уже не арабских проповедников (большая их часть к началу 2000-х годов уже уехала, последнего депортировали в 2013-м), а тех, кто, отучившись в Саудовской Аравии, вернулся домой. А кто-то переродился сам, получая под это огромные дивиденды.

 

В январе 2011 года произошли кадровые изменения в Духовном управлении мусульман РТ, что способствовало изменению курса на путь традиционного Ислама. Дальнейшая работа по деваххабизации мусульманской уммы Татарстана привела к трагическому исходу – 19 июля 2012 года Валиулла-хазрат Якупов был застрелен в подъезде своего дома.

 

Через час ваххабиты устраивают теракт, подрывая машину Муфтия Ильдуса Файзова, который остался жив лишь чудом. Таким образом, на период жизни Валиуллы-хазрата Якупова пришлось очень сложное время, когда мусульманские народы мало знали о своей религии. Этим пользовались экстремисты, всячески распространяя свою опасную идеологию в России.

 

Тех, кто не принимал их идеи и противостоял им, находясь на переднем плане борьбы, они уничтожали, как убили, например, дагестанских богословов – Курамухаммада-хаджи, шейха Саида-афанди Чиркави и многих других, в разных регионах нашей страны. Всего более 50 мусульманских богословов и религиозных деятелей пало от рук террористов.

 

Эта учесть постигла и татарского богослова Валиуллу Якупова. Это был первый случай убийства мусульманского лидера ваххабитами в Татарстане. Только после гибели Якупова все осознали его значимость как видного мусульманского богослова рубежа ХХ–XXI веков, интеллектуала, просветителя – так о нём можно говорить безо всякой лести.

 

Валиулла-хазрат Якупов навсегда останется символом сопротивления терроризму и боевым знаменем борьбы с тем злом, что угрожает нашей стране и нашему народу. С потерей одного или нескольких учёных развитие исламской религии не останавливается. Всегда будут люди, имамы, богословы, которые станут говорить истину, помогать развитию общества, страны и противостоять чуждым радикальным идеям, не боясь угроз и лишений. Валиулла-хазрат был человеком, который жил не с целью обогащения, а – идеей.

 

Он был мудрым понимающим человеком, с ним легко можно было договориться по любым вопросам, кроме идеологических. Собранные средства он тратил на развитие издательства «Иман» – издание религиозных книг, газет и журналов. Современникам Валиуллахазрат запомнился как яркий, самобытный и высоконравственный человек.

 

Будучи принципиальной натурой, он всегда добивался своих целей. Большой интеллектуал, он умел убеждать, был хорошим организатором. Носил классическую одежду, на голове – татарскую чёрную тюбетейку. Валиулла-хазрат являлся членом различных организаций – Союза журналистов Республики Татарстан, Консультативного совета по взаимодействию МИД РФ с мусульманскими организациями, Общественной палаты Республики Татарстан, был заместителем председателя Экспертного совета по проведению государственной религиоведческой экспертизы при Министерстве юстиции РФ и др. З

 

а успешную деятельность имел правительственные награды, в том числе от Президента России В. В. Путина (посмертно был награждён орденом Мужества). Валиулла Якупов умер шахидом, мучеником за веру и мир в нашей стране. Пусть Аллах I будет доволен им!


РАШИД АЛЬ-КАЗАНИ