Ответы на вопросы от 1.05.2019 (по Шафии)

1. Приводится ли в шариатских книгах, что табак, известный среди людей, не нарушает пост? 2. Нарушают ли пост капли в нос? 3. Каковы правила соблюдения поста для беременных и кормящих грудью женщин? 4. Каково отношение Ислама к табакокурению и продаже табака? 5. Можно ли постящемуся использовать сивак или зубную пасту? 6. Разрешено ли человеку в месяц Рамадан не соблюдать пост, если он отправляется в туристическое путешествие? И как срочно нужно его возместить? 7. Продолжать ли соблюдать обязательный пост, если из-за болезни принял лекарство?

статья опубликована в номере: 33 (574) / от 01 мая 2019 (Ша’бан 1440 г.)
259

1. Приводится ли в шариатских книгах, что табак, известный среди людей, не нарушает пост?

Аль-Бажури в своей книге «Хашия аляль-фатх алькариб» говорит: «Так называемый «тутун» и «танбак» нарушает пост, поскольку оставляет после себя след, заметный в трубке для курения». Аль-Кальюби в своей книге «Хашия ‘аля ль-Махали» говорит: «К веществам, нарушающим пост, относится и табачный дым, в содержании которого есть выделяющееся вещество, как об этом говорится в книге “Шарх аль-Рамли”». Аль-Уради дополнил это словами «подобный табаку и танфаку» (местный табак).

 

Аль-Бармави в своей книге «Хашия ‘аля шарх атТахрир» говорит: «Пост не портится, если при вдыхании внутрь проникает запах…». Из этого следует, что попадание внутрь дыма с запахом такого благовония, как ладан и тому подобное, не нарушает поста, даже если вдохнуть его намеренно. А что касается табачного дыма, популярного сейчас и называемого «тутун», то он относится к мерзким нововведениям.

 

Ибн Зияд первоначально издал фетву о том, что табачный дым не нарушает поста, поскольку в то время он не знал о его свойствах, но, увидев, как дым оставляет след внутри курительной трубки, отказался от своих слов и вынес решение, что табачный дым пост нарушает. И то, что говорится в «Фатава» ибн Хаджара и других учёных о ненарушении поста дымом, относится к дыму благовоний, а не к дыму табака, и нет сомнения, что табачный дым нарушает пост, как это разъяснили учёные.

 

Кайлюби в своей книге «Хашия аля ль-икна» говорит, что курение нарушает пост: «Такое же решение выношу и я, и так исповедую религию Всевышнего Аллаха, и из моих уст ни в шутку, ни всерьёз, ни намеренно, ни случайно, и я клянусь в этом, не вышло, что табачный дым не нарушает поста». «Из вышесказанного ясно, что домысел о якобы вынесенном решении Саида аль-Аракани, будто табачный дым, который так распространён среди невежд и молодых людей, не нарушает пост и что, следуя этому решению, курить табак в месяц Рамадан дозволено, является ложным». (Мухаммад Али аль-Чохи ад-Дагестани)
 

 

2. Нарушают ли пост капли в нос?

Ар-Рамли в своей книге «Нихаят аль-мухтаж» пишет: «Полость рта до конца надгортанника и полость носа до конца носовой кости считаются внешними участками тела. Если рвотные массы при намеренно вызванной рвоте дойдут до этих участков или же если мокрота, которая дошла до этих участков, снова попадёт внутрь, то пост нарушится». «...Во время поста также нужно остерегаться умышленного проникновения любой частицы, даже самой мелкой, как семя кунжута или камушка, внутрь (т. е. в полость, например, дальше конца носовой кости)...».


Заключение: • Из вышесказанного ясно, что капли в нос нарушают пост, если они проникнут дальше окончания носовой кости (со стороны лба).
 

 

3. Каковы правила соблюдения поста для беременных и кормящих грудью женщин?

Имам аль-Хатиб аш-Ширбини в своей книге «Мугни аль-мухтаж» пишет: «Женщинам, кормящим грудным молоком, или беременным дозволяется прерывать пост, если они опасаются за собственное здоровье или здоровье ребёнка.

 

Необязательно, чтобы грудной ребёнок был её собственным, поэтому прерывать пост дозволено и в случае, когда женщина бесплатно или за определённое вознаграждение кормит и чужого ребёнка». «Кормящая женщина обязана прервать пост, если его соблюдение вызывает у неё опасение за жизнь ребёнка. Наёмная кормилица также должна прервать пост, даже если она не будет опасаться за жизнь ребёнка».

 

Далее он пишет следующее: «Если беременная или кормящая женщина пропустила пост месяца Рамадан из-за опасений за своё здоровье или за своё и ребёнка здоровье, то она должна возместить пост без выплаты мудда (мера сыпучих тел, равная 576 г) пшеницы».

 

Заключение: • Если женщина не опасается за своё здоровье, но переживает за жизнь или здоровье ребёнка, то она обязана возместить пропущенные посты, и за каждый пропущенный день поста она обязана выплатить (в пользу бедных и нуждающихся) один мудд пшеницы.
 

 

4. Каково отношение Ислама к табакокурению и продаже табака?

Табакокурение является грозной социальной проблемой, решением которой озабочены все, кому небезразлично здоровье как нации, так и отдельной личности. В медицинской литературе немало научных статей о пагубности курения. Ислам же запрещает употребление всего, что даже косвенно может нанести ущерб здоровью человека.

 

Основанием для запрета наносить вред как своему здоровью, так и окружающей среде служит хадис Посланника Аллаха ﷺ, переданный со слов Абу Са’ида Са’да ибн Синана аль-Худри رضي الله عنه: «Не причиняй вреда себе и другому» (Ахмад, Ибн Маджа). В комментариях к данному хадису имам Али ашШабрамаллиси, пишет: «То есть нельзя вредить себе и другим».

 

У прежних учёных были разногласия касательно табакокурения из-за отсутствия достоверных сведений о его вреде для организма человека. В наше же время сомнений в пагубности табака нет, и, соответственно, нет сомнений в запрете его употребления.

 

Имам аль-Кальюби в своих субкомментариях на книгу «Канз ар-Рагибин» так описывает пагубное влияние табака на организм: «…К ним (нежидким наркотическим веществам) относится известный табак, так как он проникает в сосуды организма и делает его восприимчивым к опасным болезням, и ещё от этого появляются вялость и одышка... и есть вероятность, что это может привести к потере зрения. Действительно, люди, чьё мнение достаточно авторитетно, подтверждают, что от этого происходит головокружение».

 

Заключение:

• Из вышеприведённого следует, что табакокурение запрещено из-за его однозначного вреда для организма, как и продажа табачных изделий. • Если резкий отказ от курения может привести к ухудшению состояния организма курильщика, то допустим постепенный отказ от курения.
 

 

5.  Можно ли постящемуся использовать сивак или зубную пасту?

Учёный шафиитского мазхаба Саид ад-Дав’ани в своей книге «Бушра аль-Карим» пишет: «Постящемуся нежелательно использовать сивак (в том числе и зубную пасту), даже если это будет желательный пост, после полудня (т. е. с наступлением времени обеденного намаза и до захода солнца), при этом нет разницы, исходит запах изо рта или нет, поскольку в достоверном хадисе Пророка ﷺ сказано: “Запах, исходящий изо рта постящегося, в День Суда будет приятнее для Всевышнего, чем запах миска”» (Ахмад).

 

«Нежелательность использования сивака (или зубной пасты) в промежутке от начала времени обеденного намаза до наступления вечернего объясняется тем, что неприятный запах изо рта в упомянутое время исходит по причине голодания, тогда как до обеда обычно исходит от пищи, съеденной на сухур (предрассветный приём пищи)».
 

 

6. Разрешено ли человеку в месяц Рамадан не соблюдать пост, если он отправляется в туристическое путешествие? И как срочно нужно его возместить?

В книге «Тухфат аль-Мухтадж», а также в субкомментариях к ней говорится: «В недозволенном путешествии человек не имеет права пользоваться облегчениями, на которые имеет право путник (например, оставление поста, сокращение намазов и т. д.).

К запретному путешествию относится бесцельная, утомительная для организма и животного, на котором он едет, поездка только с целью увидеть разные города». «Путешествие только с целью увидеть разные города является греховным лишь в том случае, если человек при этом переутомляет себя и своё верховое животное».


Заключение:

Если человек в месяц Рамадан выезжает в дозволенный путь до рассвета на расстояние 80 и более километров, то ему разрешается в этот день не соблюдать пост. Что касается человека, который путешествует только с целью развеяться (отдохнуть, снять депрессивное состояние и т.д.), то ему тоже разрешается не соблюдать пост.

 

Разрешается не соблюдать пост и в том случае, если человек отправляется в путешествие с целью увидеть разные города при условии, что поездка не будет слишком утомительной. Если же у него есть при этом и другая цель, например, деловая, в этом случае ему тоже разрешается не соблюдать пост. Пропущенный пост при соблюдении вышеупомянутых условий необходимо возместить, но не в срочном порядке.

 

7.  Продолжать ли соблюдать обязательный пост, если из-за болезни принял лекарство?

 

 

Имам Ибн Хаджар аль-Хайтами в своей книге «Манхаж аль-кавим» пишет: «Каждый, кто нарушит пост месяца Рамадан по причине или без, обязан его возместить. Тому, кто нарушил его по уважительной причине, разрешено возмещать не сразу, но это желательно, а тому, кто нарушил без причины, нужно возмещать безотлагательно». «И тот, кто без уважительной причины нарушил пост, обязан воздержаться от всего, что его нарушает, весь оставшийся день месяца Рамадан».


Заключение:

Пост, прерванный по уважительным причинам, канонически нарушается, но в этом нет греха, и оставшуюся часть дня вам не нужно воздерживаться от еды и питья.
 


 

Также в рубрике

Ответы на вопросы от 15.09.2019 (по Шафии)

1. Является ли выплата махра (брачного подарка) при женитьбе обязательной и каким должен быть махр? 2. Можно

Ответы на вопросы от 01.09.2019 (по Шафии)

1. Можно ли прервать молитву совершающему намаз индивидуально, если в это время начали джамаат-намаз

Ответы на вопросы от 01.08.2019 (по Шафии)

1. Достоверно ли высказывание, что грех за воровство, совершённое в Мекке и Медине, увеличивается

Ответы на вопросы от 01.08.2019 (по Шафии)

1. Когда нельзя вступать в обряды малого хаджа (умра)? И можно ли тому, кто вступил в паломничество по методу