24 апреля
2024 года
поделиться

Учимся соблюдать пост в месяц Рамадан

Пост в месяц Рамадан предписан каждому совершеннолетнему мусульманину, мужчина это или женщина. Всевышний Аллах сказал (смысл): «О те, которые уверовали! Вам предписан пост, подобно тому, как он был предписан вашим предшественникам, – быть может, вы будете богобоязненны…» (сура «Аль-Бакара», аят 183).

Любой другой пост, помимо поста в месяц Рамадан, является добровольным, и за него ожидает награда подобно тому, как за любое добровольное поклонение, если только человек не дал обет поститься, и тогда он обязан исполнить этот обет. Лексическое значение слова «ас-савм» – это «воздержание от чего-то», а в Шариате оно означает «воздержание от еды, питья и интимной близости, всего того, что портит пост, от начала второго рассвета до захода солнца с намерением поста».

 

Пост месяца Рамадан обязателен тому, кто является:

1. Совершеннолетним (ребёнку пост необязателен).

2. Мусульманином (неверному пост необязателен).

3. Разумным (сумасшедшему пост необязателен).


 
Разрешено не соблюдать пост в Рамадан, если человек выехал в путь на расстояние, при котором сокращается намаз, или он является больным, который боится, что из-за поста его болезнь усилится. Им разрешается не поститься в Рамадан, но потом они обязаны восполнить пост.

 

Однако путнику лучше поститься, если пост не наносит ему вреда. Если эти обе категории людей не соблюдали пост при наличии данных уважительных причин и умерли в таком состоянии, то на них на том свете ничего не возлагается.

 

Если больной выздоровел или путник прервал свой путь, то больной обязан восполнить те дни поста тогда, когда он стал здоров, а путник обязан восполнить те дни, когда он перестал быть путником. Кроме того, разрешено не поститься в месяц Рамадан беременной и кормящей, если они боятся за себя или за своего ребёнка, и им предписано восполнить пропущенные дни поста.

 

Женщинам во время менструации и послеродового кровотечения предписано не соблюдать пост, более того, им не разрешено поститься. И они обязаны восполнить дни поста, в которые они не постились. Есть среди людей те, кто не обязан восполнять пропущенный пост, но обязан давать за это милостыню (аль-фидя).

 

Разрешается не поститься в Рамадан престарелому человеку, кто не в состоянии поститься по причине большого возраста ни в Рамадан, ни после него, и не сможет восполнить его до конца своей жизни. Размер этой милостыни следующий: необходимо накормить за каждый пропущенный день одного бедняка, подобно тому, как это делается при искупительной милостыне.

 

Автор книги «Аль-Бахр ар-Раик» сказал: «Ему было разрешено не соблюдать пост из-за трудности, и его уважительная причина не исчезнет, чтобы он мог восполнить пост. Поэтому он обязан отдавать милостыню за каждый день по половине са’а пшеницы или изюма, или по одному са’а фиников или ячменя, как в садакат аль-фитр.

 

Однако в данном случае предоставляемая еда должна быть в два кормления досыта в отличие от садакат аль-фитр, как мы уже говорили ранее. Так сказано в “Фатху ль-Кадир” и “Фатава Кадыйхан”». Кто не соблюдал пост из-за того, что был в пути или болел, и у него были дни, чтобы восполнить пост, но он не сделал этого, тот, оказавшись при смерти, молит Аллаха ﷻ о прощении, раскаивается перед Ним и завещает, чтобы его близкий накормил за него из его имущества за каждый пропущенный день по одному бедняку, дав по половине са’а пшеницы или по одному са’а фиников или ячменя. Автор «Ад-Дурр аль-Мухтар» сказал: «“Кормить за него” то есть за умершего, “обязан его близкий”, который управляет его имуществом, “в размере” садакат “аль-фитр”, “после того как он был в состоянии” восполнить пост “и упустил это”, то есть упустил возможность восполнить пост из-за смерти.

 

И если он пропустил десять дней, но мог восполнить только пять, то он кормит бедняков только за оставшиеся пять “на основании завещания из одной третьей имущества”, это если у него есть наследник, а если нет, то из всего имущества. “А если” он не оставил завещания и “управляющий его имуществом сделал это на благотворительной основе, то это будет считаться действительным...”».

 

Ребёнок, достигший совершеннолетия в дни Рамадана, или немусульманин, принявший Ислам в дни этого месяца, должны воздерживаться от воды и пищи оставшуюся часть дня и поститься оставшуюся часть месяца. Они не обязаны поститься, восполняя тот день, часть которого они застали.

 

Тот, кто потерял сознание днём в Рамадан, а до этого уже намеревался поститься, не обязан восполнять этот день, в который он пребывал без сознания, но он восполняет дни, в которые был без сознания после этого дня. Если к одержимому сумасшествием вернулся рассудок в части дня месяца Рамадан, то он восполняет прошедшие дни и постится тот срок, что остался.

 

Если путник вернулся и не сделал намерения поститься, или если женщина в течение дня очистилась после менструации, то оставшуюся часть дня они воздерживаются от действий, нарушающих пост, из уважения к этому месяцу.

 

Каким образом определяется начало месяца

Рамадан Пророк ﷺ сказал: «Когда увидите его (имеется в виду появление молодого месяца в начале Рамадана), начинайте поститься, и когда увидите его (здесь речь идёт о появлении молодого месяца в начале Шавваля, следующего лунного месяца), прекращайте поститься. Если же будет облачно, и вы его не увидите, отсчитайте тридцать дней» (аль-Бухари, Муслим).

 

Здесь подразумевается, что если речь идёт о начале поста, следует отсчитать тридцать дней Ша’бана, если же речь идёт о завершении поста, следует отсчитать тридцать дней Рамадана. Поэтому люди обязаны искать молодой месяц после захода солнца двадцать девятого дня месяца Ша’бан, и если увидят его – начинают пост, но если будет облачно и молодой месяц увидеть не удастся, то они дополняют количество дней Ша’бана до тридцати, а затем уже приступают к посту.

 

Если что-то мешает увидеть месяц и только один человек засвидетельствует, что он видел молодой месяц двадцать девятого числа Ша’бана, то в этом случае принимается свидетельство одного заслуживающего доверия мусульманина о том, что он видел молодой месяц Рамадана, будь то мужчина или женщина, свободный или раб.

 

А если ничто не мешало увидеть молодой месяц и один мужчина или двое засвидетельствовали то, что видели его двадцать девятого числа, то в этой ситуации свидетельство не принимается до тех пор, пока молодой месяц не увидит большое количество людей и на основании их сообщения не будет получено достоверное знание. Если что-то мешало увидеть молодой месяц, то султан и кадий принимают только свидетельство мужчин или мужчины и двух женщин о видении молодого месяца.

 

Но если ничто не мешало увидеть молодой месяц, то принимается только свидетельство большой группы людей, и их сообщение станет основанием для достоверного знания. Если человек увидел молодой месяц Рамадана, но султан не принял его свидетельство, то он постится в одиночку, а если это случилось в отношении молодого месяца в канун праздника, то он постится вместе с людьми и не поступает на основании того, что он сам видел месяц. Намерение – обязательное условие действительности поста Намерение – это решимость в сердце соблюсти ради Всевышнего Аллаха такойто пост.

 

Намерение может быть нескольких видов:

1. На предписанный пост, и это пост Рамадана.

2. На обет поститься в определённое время. Это когда человек дал обет «поститься ради Всевышнего Аллаха в следующий четверг (к примеру)», или «такого-то числа».

3. Просто на обет поститься. Это когда человек дал обет поститься ради Всевышнего Аллаха.

4. На восполнение пропущенного поста дня месяца Рамадан.

5. На восполнение поста, который стал обязательным в результате нарушения добровольного поста.

6. На искупительный пост – к примеру, как искупительный пост за нарушенную клятву, искупительный пост за преднамеренное нарушение предписанного поста, искупительный пост за непреднамеренное убийство и т.п.

7. На дополнительный пост. Пост Рамадана, пост по обету поститься в определённое время и добровольный пост могут соблюдаться по намерению, сделанному ещё с вечера. Однако иметь намерение с вечера не является непременным условием, и если человек сделал намерение после того, как наступило утро, то оно действительно, и это намерение можно сделать до полудня.

 

Автор «АльХидайа» сказал: «Затем автор в “Мухтасар” [аль-Кудури] сказал: “С наступления утра и до того, как солнце не будет в зените”. В “Аль-Джами’ ас-Сагыр” говорится “...до полудня”, и это наиболее правильно, так как намерение непременно должно присутствовать в большую часть дня, и половина дня – от начала рассвета и до полудня, а не до того времени, когда солнце будет в точке зенита. Поэтому намерение и является непременным условием того, чтобы оно было сформулировано в большую часть дня...».

 

Что же касается восполнения пропущенного поста дня Рамадана, просто обета поститься и искупительного поста, а также восполнения поста, который стал обязательным в результате нарушения поста добровольного, то действительным такой пост будет, только если намерение было сформулировано с вечера до наступления утреннего намаза (то есть до появления второго рассвета).

 

Для соблюдения поста, который соблюдают совершающие хадж таматту’ и кыран, если они не смогли зарезать альхадьи (жертвенное животное), условием является сформулировать намерение с вечера, подобно тому, как это делается во всех искупительных постах.

 

Если добровольный пост был нарушен, то его обязательно следует восполнить. Разъяснение этого заключается в том, что соблюдающий добровольный пост сам себе господин до того, как он начал пост, но если он начал, то уже обязан довести его до конца. Поэтому, если он нарушил это деяние, то обязан завершить начатое. 

МУХАММАД ФАРУК АЗИМОВ