25 апреля
2024 года
поделиться
Категория: Вопрос - ответ

Ответы на вопросы от 15.04.2019 (по Шафии)

1. – Расскажите, пожалуйста, про назр. И разрешается ли отменить его, если уже сделал? 2. – Если на одежду или тело нанесён спирт, можно так совершать намаз? 3. – Имеет ли жена право при разводе потребовать от мужа плату за работу по дому? 4. – Обязан ли человек возместить ущерб, если строительство на его участке вызвало повреждения дома по соседству?

1. – Расскажите, пожалуйста, про назр. И разрешается ли отменить его, если уже сделал?

– «Назр» в переводе с арабского означает «обет», обещание совершить что-либо хорошее или плохое. По Шариату, назр – это решение мусульманина выполнить богоугодное дело. Доводом для назра является 29-й аят суры «Аль-Хадж»: «...И пусть выполняют свои обеты...», а также хадис Пророка , переданный имамом аль-Бухари: «Кто дал обет быть покорным Аллаху ﷻ, тот пусть будет покорным Ему. Кто дал обет ослушаться Аллаха ﷻ, тот пусть не ослушается Его».

 

Главные составные части назра:

1) словесная формулировка;

2) то, на что делают назр;

3) тот, кто его делает.

 

1. В словесной формулировке должны быть использованы слова, указывающие на то, что человек собирается что-то совершить, и они должны быть произнесены вслух (хотя бы шёпотом). Если слова не были произнесены вслух, а человек просто подумал, назром это не считается. Для назра используют следующие слова, например: «Я собираюсь ради Аллаха ﷻ соблюсти пост» и т. д.

 

2. То, на что делают назр, должно быть желательным (суннат) действием или словом, к примеру, сделать садака, прочитать определённую суру Корана и т. д. Также назр можно сделать на то, что является фарзу кифаятом (то есть обязательным действием, которое достаточно сделать одному человеку в определённом обществе, чтобы для остальных это не было грехом), к примеру, совершить намаз в джамаате (так как совершение намаза в джамаате является фарзу кифаятом).

 

Если сделать назр на фарз уль-айн (индивидуальная обязанность каждого мусульманина), например, совершить обязательный обеденный намаз или сделать назр на дозволенное (мубах), сесть или встать и т. д., или на нежелательное (карахат) действие, например, использовать сивак во время поста после того, как солнце окажется в зените, или же запрещённое (харам) деяние, например украсть что-либо, то во всех этих четырёх случаях не будет считаться назром.

3. Тот, кто делает назр, должен быть мусульманином. Сделать должен добровольно и быть человеком, который имеет полномочия на подобного рода вещи. Назр следующих людей считается недействительным:

 

1) неверного (кяфир);

2) человека, которого заставили сделать назр;

3) человека, у которого нет права и полномочий делать назр, например, того, чьё имущество находится под арестом;

4)несовершеннолетнего;

5) умственно отсталого;

6) человека, который собрался совершить то, что он не в состоянии сделать, например, человека, который не в состоянии вообще соблюдать пост; такой назр считается недействительным. Назр, данный человеком в пьяном состоянии, считается действительным.

 

Назр бывает двух видов:

1) назрладжадж, который является нежелательным (карахат);

2) назр-табаррур, который является желательным (мандуб).

1. Назр-ладжадж – это обет, посредством которого, взяв на себя богоугодное дело, человек хочет уберечь себя или кого-то другого от чего-либо. Например: «Если я (или ты) начну с ним разговаривать, то я буду соблюдать пост» и т. д. Или наоборот – побудить себя или другого сделать что-то, взяв на себя богоугодное дело, например: «Если я не буду (ты не будешь) с ним разговаривать, то я стану соблюдать пост», и т. д.

 

Или человек хочет подтвердить то, что говорит он или другой, например: «Если то, что я говорю (он говорит), не является правдой, то я беру на себя обязательство соблюдать пост», и т. д. Если человек сделал назр-ладжадж, то он обязан исполнить его или же он вправе нарушить его, выплатив кафарат уль-ямин (штраф за нарушение клятвы), – то есть надо освободить одного раба, или накормить десять бедняков, или дать им что-то из одежды. Если не получается сделать одно из трёх перечисленных действий, тогда необходимо соблюсти три дня поста, необязательно подряд.

2. Назр-табаррур – это обет совершить богоугодное дело в знак благодарности Аллаху ﷻ. Например, тот кто излечился от болезни, говорит: «Я буду соблюдать пост за то, что Аллах ﷻ одарил меня таким благом, как здоровье». Или: «Если Аллах ﷻ излечит моего родственника, то я буду соблюдать пост».

 

Если человек сделал назр-табаррур, то исполнение его становится обязательным, т.е. впадает в грех за его неисполнение. Он может его исполнить сразу, но вправе сделать в любое время, если он это не связывал с определённым временем.

 

Так как в этом случае откладывать позже этого времени нельзя, это всё касается первого примера, а во втором случае исполнение назра становится обязательным, когда произойдёт выздоровление, с которым он связывал назр, но он имеет право это сделать в любое время, если также не связывал это с определённым временем. Если, к примеру, человек сделал назр дать вам что-либо, то вы имеете право освободить его от этого обещания.  («Тухфат уль-Мухтадж»).

 

2. – Если на одежду или тело нанесён спирт, можно так совершать намаз?

– Большинство исламских алимов считают, что жидкость, которая опьяняет, является наджасой (нечистотой). Доводом тому служит аят Священного Корана, в котором говорится о том, что «хамр» – изготовленное из винограда вино – это «рижс», то есть наджаса, по мнению большинства алимов.

 

Шариатское решение относительно спирта и других опьяняющих жидкостей такое же, как и относительно хамра. Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Всё, что опьяняет, есть хамр, и каждый хамр является греховным (харам)». В то время как увеличилось применение спирта для сохранения продуктов питания, некоторые учёные, считая его необходимостью, продиктованной условиями и «общей бедой», посчитали, что его (спирта) наличие прощается (афв).

 

Также, если по какой-то причине пришлось нанести спирт на тело, и он попал на одежду, и нет возможности отстирать его, можно опираться на мнение этих алимов, и намазы, совершённые в таком состоянии, можно не возмещать.

 

Всё же спирт и другие опьяняющие жидкости, по мазхабу имама аш-Шафии и по мнению большинства алимов, является наджасой, и, если даже допустить его применение в исключительных случаях, ссылаясь на алимов, допускающих это, нельзя слишком попустительствовать в этом, то есть необходимо быть осторожными, проявить аккуратность и богобоязненность.
 

 

3. – Имеет ли жена право при разводе потребовать от мужа плату за работу по дому?

– Имам Абдулхамид аш-Ширвани в своих субкомментариях приводит следующие слова Али аш-Шабрамаллиси: «Должен ли муж говорить своей жене о том, что она не обязана выполнять работу по дому, то есть готовить, подметать и т. д., как это принято, или не должен?

 

Я ответил, что вернее первое (то есть должен оповестить её о том, что она не обязана работать по дому), потому что она, не зная, что не обязана выполнять эту работу, может предполагать обратное и что её обеспечение в виде еды, одежды и т. д. зависит от выполнения ею этих работ.

 

Тем самым получается, будто её принуждают к выполнению домашних работ. В то же время, если она выполняла эти работы, не зная, что это всё не входит в её обязанности, то муж вправе не выплачивать ей плату в случае её требований, так как в этом имеется её упущение, отсутствие знаний о своих правах и обязанностях.

Заключение: Жена после развода вправе требовать платы за домашний труд, только если был договор, что муж будет оплачивать её труд по дому в установленном размере.
 

 

4. – Обязан ли человек возместить ущерб, если строительство на его участке вызвало повреждения дома по соседству?

– Относительно этого вопроса имам Ибн Хаджар аль-Хайтами в своём труде «Тухфат аль-Мухтадж» пишет следующее: «Любой хозяин имущества распоряжается им соответственно установленным правилам и стандартам, и даже если в процессе рытья ямы упадёт стена соседа или из-за канализации впоследствии изменятся свойства воды в его колодце и это принесёт ему вред, нельзя препятствовать человеку в распоряжении своим имуществом, поскольку в этом есть вред для него.

 

А если его действия на территории своих владений перейдут установленные правилами рамки, то он должен возместить ущерб, возникший явно вследствие этих действий. Или же на это должно указывать веское предположение, как если, например, об этом засвидетельствуют два компетентных специалиста, по причине упущения со стороны одного соседа в отношении другого».

 

Заключение:

Если хозяин распоряжается своим участком согласно установленному порядку и стандартам, то за последствия на него ответственности не возлагается. Если ущерб однозначно возник от неправомерных действий соседа или это вытекает из авторитетного предположения двух компетентных специалистов, подтверждающих нарушение норм деятельности, то нарушитель должен возместить этот ущерб.
 

 

 

ОТВЕТЫ ДАНЫ СОГЛАСНО МАЗХАБУ ИМАМА АШ-ШАФИИ
Уважаемые читатели! Вы можете присылать ваши вопросы на адрес электронной почты нашей редакции assalamweb@gmail.com или по телефону +7 928 530-59-70 (СМС, WhatsApp, Telegram).