Торжества исламских фестивалей: Северная Нигерия
Основные праздники Ислама отмечаются с первых веков его возникновения во всех населённых пунктах, где проживают члены мусульманской общины. Нередко это красочные шествия и уличное веселье, великолепные конные процессии.
Фестиваль Фатимидов ‘Ид-аль-Фитр
Одно из таких театрализованных представлений описано знаменитым учёным Насиром Хусрави. Он рассказал о крупнейшем ежегодном фестивале Фатимидов в Каире – прибытии султана на открытие канала Нила в конце Х века. Искусно украшенный внушительных размеров павильон для султана был установлен в самом начале канала, и за три дня до мероприятия «…в королевских конюшнях звучали трубы и барабаны.
Когда султан садится верхом, 10000 лошадей с золотыми сёдлами и уздечками и украшенными драгоценностями поводьями стоят в смиренном ожидании. На каждой лошади имеется копьё или доспехи и шлем на луке наряду с другими видами оружия. В этот особенный день солдаты халифа скачут группами и батальонами.
Утром, когда процессия султана отправляется на церемонию, парад пересекает улицы Каира, где собралось всё население, чтобы воочию лицезреть это зрелище. На голове у султана белый тюрбан, рядом с ним верхом – носильщик зонта».
Известно, что подобные шествия устраивались и при фатимидском султане аль-Муиззе в 973 году, который сам возглавлял молитвы в мечети аль-Азхар в недавно построенном городе альКахира, отмечая начало празднования ‘Ид аль-Фитра (праздник окончания месяца поста). Потом он во главе великолепной процессии своих войск с идущими впереди слонами и в сопровождении своих четырёх сыновей в доспехах возвращался во дворец.
В 990 году это празднование было ещё более помпезным: на торжество султан приехал с войсками, облачёнными в костюмы из расшитой парчи с золотыми поясами. Сёдла на лошадях, ведомых во время парада за поводья, были украшены золотом, драгоценными камнями и янтарём. Сам халиф скакал под зонтом, украшенным алмазами и изумрудами.
Вчера и сегодня
В современном исламском мире такие фестивальные представления сохранились лишь в одном регионе – в Северной Нигерии, в частности в Кано. Кано – самый старинный город в Западной Африке, его письменная история восходит к 999 году, а к началу 1019-го он стал ведущим эмиратом Сокотского халифата, одного из самых выдающихся центров культуры и образования исламского мира того времени.
Кано произвёл большое впечатление на британских путешественников того времени, впрочем, как и на первых колониальных чиновников после захвата Британией Северной Нигерии в 1903 году. Генри Барт, посетивший
Кано в марте 1851 года, писал, что в нём проживает 60000 человек и что он является «…центром торговли Западной Африки… огромным хранилищем информации.
Такое место, как Кано, в будущем станет важным даже для коммерческого мира Европы. Это одно из самых плодородных мест на земле, способное производить запасы кукурузы, необходимые не только для населения, но и для экспорта. Мы должны предположить, что Кано – одно из самых счастливых мест в мире... насколько внешне отличающееся от всего того, что можно увидеть в европейском городе, настолько и схожее по своим внутренним принципам».
Британский администратор подполковник А. Ф. Моклер-Ферриман продолжил похвалу, заявив, что Кано является «…страной изобилия, страной, буквально пропитанной молоком и мёдом». На Африканском континенте больше всего мусульман проживает в Нигерии, по этому показателю она занимает пятое место в мире.
Сегодня Кано является столицей одного из 36 штатов Федеративной Республики Нигерия. Его жители – преимущественно мусульманесунниты, и Ислам продолжает играть важную роль в жизни общества в целом. Городом управляет губернатор, избранный законодательной и судебной властью.
Эмир Кано живёт в роскошном дворце (Гидам Румфа, построенном в XV веке) в самом сердце старого города рядом с его великолепной новой джума-мечетью, продолжая всеми уважаемую традиционную роль величественного наставника народа, олицетворяя символы духовности, морали и наследия.
Главный праздник в Северной
Нигерии Описание массового празднования ‘Ид аль-Фитра в Кано – одного из многих торжеств, проводимых в течение исламского года, – может лишь частично передать яркость впечатлений и ощущение перенесения в мусульманское Средневековье. День самого праздника – это только начало пятидневного фестиваля.
Рано утром собравшиеся молятся на открытом воздухе на площади Кофар Мата в центре древнего города-крепости. В первый день после восхода солнца и совершения молитвы на центральной площади собираются все представители власти и носители титулов и во главе с эмиром верхом отправляются через древний город во дворец на встречу с губернатором и другими должностными лицами правительства и дипломатического корпуса Кано.
В Кофар Хвару, у ворот дворца, рядом с центральной джума-мечетью, эмир обращается к народу Кано с поздравительным посланием. Его сопровождают рыцари, лучники, копейщики, стрелки, барабанщики, певцы, трубачи и акробаты, а также тысячи осёдланных лошадей и верблюдов.
На второй день празднования эмир и сопровождающие его лица покидают Кофар Хвару около полудня для почтения памяти во дворце Баббан Даки, официальной резиденции матери эмира. Затем процессия направляется к Кофар Куду, центральным воротам дворца Гидам Румфа, где эмир принимает всех глав районов и дворцовых старшин.
Приветствующие мчатся на лошадях ему навстречу и внезапно останавливают их – эмир, принимая дань уважения, поднимает копьё, также верхом на лошади. В этот день традиционно обладатели титулов, принцы и главы районов демонстрируют свои костюмы, регалии и искусство верховой езды. На третий день также проходят церемониальные шествия.
Эмир, выезжая из города через восточные ворота, направляется в Дом правительства с визитом вежливости к правительству штата. Подобные пышные церемонии проводятся и в пятый, последний день празднования Уразы-байрама, когда эмир покидает Кофар Хвару рано утром и едет во дворец Дорай. Его сопровождает процессия всадников в парадном одеянии, всё это происходит под звук фанфар. В присутствии народа ещё раз торжественно приветствуют и поздравляют эмира.
Особенности празднования
В то время как все мусульманские праздники в Кано схожи по общему характеру, существует множество различий по месту и программе проведения мероприятий. Примечательным является десятидневный фестиваль Таше, который начинается в десятый день девятого лунного месяца Рамадан.
Праздник начинается с прибытия Налако, руководителя мероприятия, который поднимает флаг фестиваля, а затем верхом на осле в сопровождении около сотни всадников, барабанщиков и гонщиков дует в рог. Он покидает город через ворота Кофар Мата, чтобы снова войти на городской рынок Курми, и возвращается в свою резиденцию рядом с дворцом эмира.
Дети и взрослые в карнавальных костюмах разгуливают по улицам, на улицах и рынках людей развлекают песнями и театральными постановками на тему проблем социальной и общественной жизни. Кано также известен своими традиционными соревнованиями по борьбе и боксу, которые проводятся в дни фестиваля.
Так как Кано – древнейший центр исламского образования, он также проводит ежегодный конкурс по чтению Корана и книжную ярмарку, а также два дня народных гуляний, когда главные суфийские тарикаты Кано – Кадирия и Тиджания – отмечают и посещают зияраты учёных, шейхов, наиболее почитаемых мусульманами.
Неслучайно конные представления в Кано и других городах Северной Нигерии в праздничные дни мусульманского календаря так напоминают реалии средневекового Каира. В века расцвета Ислама существовали прочные торговые и духовные связи между двумя великими исламскими центрами, Кано был вторым по величине городом в Африке после столицы Египта.
Хотя большинство его жителей – представители народа хауса, многие другие этнические нигерийские группы и переселенцы со всей Западной Африки вместе с арабами, сирийцами, ливанцами, йеменцами и пакистанцами живут как в городах, так и в многочисленных деревнях Кано, образуя великую этническую группу – радугу цветов, озаряя всех праздничным настроением.
ГАЙ (ГАЙДАР) ПЕТEРБРИДЖ
ПРОФЕССОР, СПЕЦИАЛИСТ ПО КУЛЬТУРНОМУ НАСЛЕДИЮ И ИСТОРИИ ИСЛАМА, АВСТРАЛИЯ, РОССИЯ