27 апреля
2024 года
поделиться

Ответы на вопросы от 15.04.2019 (по Ханафи)

1. Разрешено ли касаться Корана без ритуальной чистоты (купания)? 2. Как мне быть? Я по незнанию почистила уши ватной палочкой во время поста. Портится ли мой пост? 3. Чьи свидетельства принимаются, а чьи нет по Шариату? 4. Составить завещание (васият) является обязательным или желательным действием? 5. Нарушает ли рвота пост? 6. Я слышал, что, когда заходишь в мечеть, надо совершать намаз-приветствие мечети, а как быть, если пришёл и уже совершают фарз (обязательный) намаз? 7. У меня такой вопрос. Женщина забеременела от прелюбодеяния. Может ли она выйти замуж до того, как родит ребёнка? 8. Можно ли мужчине выщипывать седые волосы? 9. Портит ли омовение укус комара, клеща, пиявки? 10. Можно ли выплатить закят для нужд мечети? 11. Если ребёнок родился мёртвым, как быть насчёт обрядов, которые необходимы при захоронении? 12. Расскажите, пожалуйста, о суннат-деяниях в чтении азана. 13. Когда имам приступил к чтению проповеди (хутба), я зашёл в мечеть. Как мне поступить, совершить приветственный (тахийят) намаз или сразу же сесть без совершения намаза и слушать проповедь? 14. Моя мама в деревне ведёт хозяйство, содержит 30 голов овец. Необходимо ли ей выплачивать закят? 15. По ханафитскому мазхабу являются ли действительными намазы, возмещённые в порицаемое время для намаза?

1. Разрешено ли касаться Корана без ритуальной чистоты (купания)?

Запрещается в период менструальных (хайз) и послеродовых очищений (нифас) читать и трогать Коран, причём не имеет значения, написан он на листе, монете или на стене. Запрещается также трогать и читать аяты Корана тому, кто находится в состоянии большого осквернения (джунуб). Запрещается без омовения совершать намаз, таваф вокруг Каабы, трогать Коран. Заключение: Запрещено трогать и читать Коран без ритуальной чистоты (купания), однако без малого омовения разрешается читать Коран, не прикасаясь к нему.
 

 

2. Как мне быть? Я по незнанию почистила уши ватной палочкой во время поста. Портится ли мой пост?

Не переживайте, ваш пост не портится, так как подобное действие не нарушает пост.
 

 

3. Чьи свидетельства принимаются, а чьи нет по Шариату?

Не принимаются свидетельства:

1) слепого;

2) раба;

3) ранее уличённого в клевете и наказанного за это;

4) когда человек свидетельствует в пользу родителей, своих дедов и бабушек, своих детей или внуков;

5) когда один из супругов свидетельствует в пользу другого;

6) когда хозяин свидетельствует в пользу раба;

7) когда компаньон свидетельствует в пользу партнёра в деле, касающемся их обоих;

8) мужчины, который пытается быть похожим на женщину;

9) плакальщицы на похоронах;

10) певца или певицы;

11) любителя увеселительных напитков (не спиртного);

12) того, кто разводит птиц для развлечений;

13) того, кто совершил любой из больших грехов, в особенности те грехи, за которые предусмотрено наказание;

14) того, кто ходит в баню без штанов (изара);

15) ростовщика;  

16) того, кто играет в шахматы или нарды;

17) того, кто ведёт себя неприлично (мочится в местах, где ходят люди, ест на ходу и т.п.);

18) того, кто порицает и ругает прошлые поколения праведников;

19) беженца против аз-зиммия (тот, кто находится под покровительством мусульман);

20) врагов, враждующих из-за мирских благ.


Принимаются свидетельства:

1) человека в пользу своего брата или дяди;

2) тех, кто придерживается своего мнения и это мнение не выводит их из религии;

3) аз-зиммия друг против друга, а также мусульман против аз-зиммия;

4) того, кто совершает добрых дел больше, чем плохих, и сторонится больших грехов;

5) необрезанного, кастрированного и незаконнорождённого;

6) гермафродита;

7) аз-зиммия против беженца.


Примечание.

1. Если содержание свидетельства не соответствует содержанию иска (претензии), то это свидетельство не принимается.

2. Показания свидетелей также должны совпадать по смыслу, а по мнению Абу Ханифы – и словам.
(«Тасхилу Зарури ли Масаил иль-Кудури»)
 

 

4. Составить завещание (васият) является обязательным или желательным действием?

Составить завещание является желательным (мустахаб) деянием. Ибн Салах сказал: человек, который умирает, не оставив завещания, не сможет разговаривать в загробной жизни. Кроме того, после смерти мёртвые по воле Всевышнего посещают друг друга, кроме тех, кто не составил завещания. Заключение: Составить завещание является желательным. («Аль-Лубаб»)
 

 

5. Нарушает ли рвота пост? 

Если рвота сама вышла (непроизвольно), то пост не нарушается (даже если содержимое рвоты заполнило рот). Если же рвоту вызвать самому, и она заполнит рот, то пост нарушается. Такой пост необходимо возместить. И за такой пост не нужно выплачивать кафарат (штраф). («Аль-Любаб»)
 


 
6.  Я слышал, что, когда заходишь в мечеть, надо совершать намаз-приветствие мечети, а как быть, если пришёл и уже совершают фарз (обязательный) намаз?

В книге «Нур уль-Изах» сказано: «Сунной является намаз-приветствие мечети в два ракаата до того, как человек сядет, а выполнение фарза заменяет его, или любой намаз, выполненный при входе без намерения на приветствие, включает в себе намаз-приветствие мечети.
 

 

7. У меня такой вопрос. Женщина забеременела от прелюбодеяния. Может ли она выйти замуж до того, как родит ребёнка? 

Может, но её супруг не должен иметь с ней половой близости, пока она не родит. Однако, если она выходит замуж за того, с кем совершила прелюбодеяние, т.е. за отца будущего ребёнка, то после заключения брака он может иметь с ней близость и до рождения ребёнка. («Дурар уль-Хукам»)
 

 

8. Можно ли мужчине выщипывать седые волосы?

Не запрещено выщипывать седые волосы, если это делается не для украшения. Если же намерением будет стать красивее, то нежелательно. («Радд уль-Мухтар»)
 

 

9. Портит ли омовение укус комара, клеща, пиявки? 

Имам ‘Аляуддин аль-Хаскафи в своей книге «Ад-дурр аль-Мухтар» пишет следующее: «Омовение нарушает пиявка, которая высосала кровь из какого-либо органа и наполнилась ею. Подобно ей, портит омовение большой клещ. Так как из них в таких случаях может выйти кровь, способная потечь, если их раскрыть.

 

Если же пиявка не наполнилась или клещ был маленьким, то их укус не портит омовение, так же как не портит укус комара или мухи, по причине отсутствия в них крови, способной течь». Имам Ибн ‘Абидин в своих субкомментариях разъясняет слова аль-Хаскафи следующим образом: «Очевидно, что наполнение пиявки полностью не является условием, так как рассматривается размер крови, способный протечь». («Хашия Ибн Абидин»)
 

 

10.  Можно ли выплатить закят для нужд мечети?

Закят необходимо отдать строго тем категориям, о которых Аллах ﷻ упомянул в Коране (смысл): «Милостыня (закят) предназначена лишь бедным, неимущим, и тем, кто занимается его сбором и раздачей, тем, чьи сердца хотят привлечь к Исламу.

 

На выкуп для освобождения рабов, несостоятельным должникам, и для тех, кто на пути Аллаха ﷻ, и путника в качестве приписанного Аллахом ﷻ. Воистину Аллах ﷻ Знающий, Мудрый» (сура «Ат-Тавба», аят 60). Как мы видим, мечеть не входит в эту категорию.

 

11. Если ребёнок родился мёртвым, как быть насчёт обрядов, которые необходимы при захоронении? 

Если родился ребёнок без признаков жизни, то есть уже мёртвым, его омывают, заворачивают в материю, дают имя и хоронят в могиле без совершения джаназанамаза. («Имдат уль-Фатах»)
 

 

12. Расскажите, пожалуйста, о суннат-деяниях в чтении азана.

Сунной азана является то, чтобы муэдзин вставлял пальцы в уши при произнесении азана, так как Пророк ﷺ повелел это Билялу رضي الله عنه, сказав: «Это сделает твой голос громче». Кроме того, желательно читать азан и икамат, повернувшись в сторону киблы (Каабы). Не разрешается разговаривать при чтении азана и икамата, даже нельзя отвечать на салям (приветствие). («Дурар уль-Мухтар») 

 

13. Когда имам приступил к чтению проповеди (хутба), я зашёл в мечеть. Как мне поступить, совершить приветственный (тахийят) намаз или сразу же сесть без совершения намаза и слушать проповедь?

В книге «Нур уль-Изах» сказано: «Когда имам приступит к чтению хутба, то нельзя совершать намаз, и также необходимо прекратить разговоры».
 


 
14. Моя мама в деревне ведёт хозяйство, содержит 30 голов овец. Необходимо ли ей выплачивать закят? 

Если число овец не достигает 40 голов (минимальное число нисаба), то оно закатом не облагается. Поэтому ваша мама не обязана выплачивать с них закят. («Лубаб фи шархи китаб»)
 

 

15. По ханафитскому мазхабу являются ли действительными намазы, возмещённые в порицаемое время для намаза?
 

Намазы, возмещаемые в порицаемые времена, не являются действительными. («Хашия Тахтави»)