20 апреля
2024 года
поделиться

Толкование мазхаба имама Абу Ханифы

Алимы (учёные-богословы) нашей уммы (общины Пророка Мухаммада ﷺ) являются врачами, взвешивающими весами Всевышнего Аллаха все правильные и неправильные деяния людей . Их наука – это путь, призывающий к человеческому счастью в обоих мирах.

Одним из путей  этих алимов является путь, поясняющий  решения имама Абу Ханифы. Так как мазхаб (богословская школа) этого великого имама наиболее распространён по свету, то мы посчитали необходимым в первую очередь пояснить решения, связанные с этой  правовой  школой .

 

Самое первое решение – это поклонение. А первым пунктом поклонения является намаз. Приведём решения, связанные с намазом. Прежде чем пояснить решения по намазу, уместно будет привести толкования алимов этого мазхаба.

 

1. Аль-фарз

Это вменяемое в обязанность Шариатом действие. Оно вменяется в обязанность конкретным аргументом. В этом аргументе отсутствует возможность иносказания, разночтения. Отказавшийс я от этого фарза становится неверным и отдаляется от Ислама. Тот же, кто, не отрицая фарз, не будет соблюдать (совершать) его, становится совершившим грех, и за это его ждёт кара Всевышнего Аллаха.

 

2. Аль-ваджиб (необходимое)

Ваджиб – это то, исполнения чего требует Шариат, но что не достигает уровня фарза. Отрицающий  ваджиб не становится кяфиром. Тот же, кто не отрицает, но и не соблюдает его, впадает в грех и становится фасиком (грешником).

 

3. Сунна

Сунна – это то, соблюдение чего требует Шариат, но что не является обязанностью. За совершение (соблюдение) сунны записывается вознаграждение, а за несоблюдение нет греха, но всё же несоблюдающий получит упрёк от Пророка ﷺ. Алимы делят сунну на две части: а) суннат ун-муаккад.

 

Это важная (настоятельная) сунна, в совершении которой усердствовал Пророк ﷺ. Посланник Аллаха ﷺ показал, что это не является фарзом, тем, что иногда не соблюдал её (например, совершение двухракаатного намаза перед утренним намазом); б) обычная сунна. Это сунна, которую совершал Пророк ﷺ, но не усердствовал (например, совершение четырёх ракаатов суннат-намаза перед предвечерним намазом).

 

4. Аль-мустахаб

Это то, что считается сунной , но по значимости до предыдущих двух видов не доходит. За совершение мустахаба получают вознаграждение, за несовершение нет упрёка. (Например, разговение сразу после наступления положенного времени и т.д.)

 

5. Аль-харам

Это то, что Шариат конкретно запрещает совершать. (Например, употребление спиртного.) От харама нужно отдаляться. За его совершение человек подвергается каре.

 

6. Аль-макрух (карахата тахрим)

Это те дей ствия, отказаться от которых требует Шариат, но не конкретными аргументами. (Например, надевание шёлковой  одежды для мужчин.) За совершение карахата тахрим подвергаются наказанию, за несовершение будет вознаграждение.

 

7. Аль-макрух (карахата танзих)

Это дейс твия, отказа от которых требует Шариат, но не конкретно, не угрожая за его совершение наказанием. За несовершение его ожидается вознаграждение, за совершение – упрёк.

 

8. Аль-мубах

Это дейс твия, которые Шариат не требует ни исполнять, ни отказываться от них, т.е. они оставлены на усмотрение (волю) самого человека. В совершении мубаха нет ни вознаграждения, ни наказания. Если при совершении мубаха иметь намерение исполнения фарза или необходимой  сунны, то за это записывается вознаграждение. (Например, принимать пищу, чтобы набраться сил для совершения фарза и т.д.)

 

По важности приобретаемого знания, как мы заметили ранее, главным является поклонение (ибадат). Всевышний  Аллах сказал в Коране (смысл): «Я не создал ни джиннов, ни людей , кроме как для поклонения Мне» (сура «аз-Зарият», аят 56).

 

Алимы в поклонении в первую очередь ставят намаз, так как Всевышний  Аллах приводит намаз сразу после веры, придавая большое значение в Исламе этому виду поклонения. Чтобы намаз стал дей ствительным и полноценным, в первую очередь нужно соблюсти чистоту (тахарат).

 

Это самое важное условие для намаза. Поэтому алимы обращают на него внимание в первую очередь. Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Ключом намаза является чистота, вступление в намаз – “Аллаху акбар”, выход из него – “Салам”». (Абу Давуд, Тирмизи, Ибну Маджа). 


Книга «Энциклопедия намаза» 
 

МУХАММАД ФАРУК АЗИМОВ