19 апреля
2024 года
поделиться

Намазы

Намаз – величайший из столпов Ислама после свидетельства о том, что нет бога кроме Аллаха ﷻ и что Мухаммад – Посланник Аллаха ﷺ. Намаз – опора Ислама. Всевышний Аллах в благородном Коране снова и снова повелевает выстаивать его, и это персональная обязанность каждого совершеннолетнего, находящегося в здравом уме [мусульманина] мужчины или женщины, и тот, кто отвергнет его обязательность, выходит из религии Ислам.

Пророк ﷺ сказал: «Велите своим детям совершать намаз, когда им исполнится семь лет, а когда им исполнится десять, ударяйте их за отказ совершать его и разделяйте их постели». (Абу Давуд) Отец обязан взять на себя контроль над тем, чтобы его дети совершали намаз. Вот что об этом сказал Всевышний Аллах: «Вели (о Посланник) своей семье совершать намаз и сам терпеливо совершай его…» (сура «Та Ха», аят 132). 

 


 Времена намазов

Начало времени утреннего намаза наступает в момент появления второй зари, а это расширяемая белизна по горизонту. Конец его времени завершается в момент восхода солнца. Начало времени полуденного намаза начинается после зенита солнца.

 

По мнению Абу Ханифы, это когда тень вещей станет в два раза больше их размеров, исключая тень зенита. Абу Юсуф и Мухаммад сказали – когда тень вещей станет себе подобной, одного размера. Начало времени предвечернего намаза начинается с момента завершения времени полуденного намаза и продолжается до полного захода солнца.

 

Начало времени вечерней молитвы начинается с момента полного захода солнца и длится до времени, пока не исчезнут сумерки, а это белизна на горизонте, которая наступает после красноты, – это по мнению Абу Ханифы. Абу Юсуф и Мухаммад сказали, что это время завершается с краснотой на горизонте. Начало времени ночного намаза наступает после исчезновения сумерек и продолжается, пока не появится утренняя заря.

 

Есть и другие узаконенные в Шариате намазы, однако они не являются предписанными [фард]; это витр, который относится к категории ваджиб. Кроме предписанных [фард] и относящихся к ваджиб есть ещё и те, что относятся к Сунне, и их достоинства передаются в благородном хадисе. Мы ещё расскажем о них, если этого пожелает Всевышний Аллах.

 

Время витра – это то же самое время ночного намаза, однако по причине обязательности порядка [совершения намазов] нельзя совершать намаз витр до тех пор, пока не будет совершён предписанный ночной намаз. Время витра длится до тех пор, пока не начнётся «второй» рассвет.

 

Своевременные намазы предпочтительнее совершать сразу после наступления его времени, но иногда желательно их откладывать и это требует подробного разъяснения.

 

Первое – предпочтительно совершать утренний намаз до тех пор, пока не рассеется тьма, этот намаз следует начать и прочитать из Корана столько, чтобы это соответствовало Сунне.

 

Завершить намаз следует в такое время, когда его ещё можно повторить – если он нарушился – с омовением и прочитав Коран столько, чтобы это соответствовало Сунне. Однако совершение утреннего намаза 
не следует откладывать настолько, что может возникнуть сомнение относительно того, не взошло ли солнце.

 

Второе – летом совершение полуденного намаза предпочтительно откладывать до тех пор, пока не станет прохладнее (появится тень), зимой же предпочтительно совершать его как можно раньше, сразу же после наступления времени.

 

Третье – летом и зимой совершение предвечернего намаза предпочтительно откладывать до тех пор, пока сияние солнца не изменится настолько, что при взгляде на него твои глаза уже не ослепляются его светом.

 

Четвёртое – летом и зимой вечерний намаз предпочтительно совершать как можно раньше.

 

Пятое – совершение ночного намаза предпочтительно откладывать до тех пор, пока не пройдёт одна треть ночи. Это касается обычной ситуации и обычных дней, но если день пасмурный, то предпочтительнее совершать предвечерний и ночной намазы как можно раньше, а остальные совершать чуть позже.

 

Шестое – тому, кто совершает дополнительный ночной намаз [тахаджжуд], предпочтительнее откладывать витр до конца ночи, если он уверен в том, что сможет проснуться. Тот же, кто не уверен в этом и боится, что не сможет проснуться прежде, чем наступит «второй» рассвет, совершает витр перед тем как лечь спать, после совершения ночного намаза.


 (Аль-Любаб фи шарх аль-китаб», «Тафсир Мунир ли Зухайли», «Аль-Бахр ар-раик») 

 

МУХАММАД ФАРУК АЗИМОВ