26 апреля
2024 года
поделиться
Категория: Актуально

Ислам и современность

В Священном Коране сказано (смысл): «Что постигло тебя (о человек) из хорошего, то (это) – от Аллаха ﷻ (по Его щедрости и благодеянию), а что постигло тебя из плохого, то (это) – от самого себя (из-за твоих грехов) (сура «Ан-Ниса», аят 79).

Этот мир, который есть сегодня, может измениться в лучшую сторону лишь под нашим воздействием и благодаря нашим усилиям – если мы станем облагораживать себя и свои нравы. Волеизъявление Всевышнего по отношению к нам проявится в том же направлении, в котором мы будем меняться.

 

В Коране сказано (смысл): «… Воистину, Аллах ﷻ не меняет положения людей, пока они не изменят самих себя» (сура «Ар-Рад», аят 11). Следовательно, начинать надо с самих себя, со смены своего образа жизни. Если обратимся к истории 1400-летней давности и поразмышляем о жизни Пророка Мухаммада ﷺ, его сподвижников и вообще великих людей и правителей, то обнаружим, что они делали самые главные вещи – меняли себя и успешно меняли других.

 

Многие сегодня полагают, что перемены невозможны и мы в этом беспомощны, или нас изменят обстоятельства, но это совсем не так. Наше положение не поменяется до тех пор, пока мы сами не изменимся, как было сказано выше в аяте, пока не начнём избавляться от своих недостатков, пороков и дурных привычек и не станем выходить из зоны ложного комфортного обитания.

 

У известного английского поэта-драматурга Уильяма Шекспира есть такие слова: «…Грехи других судить вы все усердно рвётесь, начните со своих и до других не доберётесь…» Самое главное и первичное: пока мы не посвятим время оценке своих деяний, не будем стремиться к довольству Всевышнего Аллаха через повиновение Его заповедям, у нас ничего не изменится.

 

Нам следует объявить себе войну (усердие на пути Всевышнего Создателя) в хорошем смысле слова. Нам следует ежедневно через управление самим собой развиваться и совершенствоваться, продвигаясь вперёд, не останавливаясь, иначе нами будет управлять шайтан, и мы не заметим, как окажемся в самом низу обитания.

 

Я не оговорился, сказав о войне со своим эго. Хочу напомнить, что исламские богословы придавали большое значение именно борьбе с самим собой, со своими недостатками, пороками, дурными наклонностями, страстями, и этот негативный перечень можно продолжать. 

 

Очевидно, что в разные времена были разные методы и способы призыва, в зависимости от состояния и развития общества на то время. Нам представляется, что в настоящее время особо актуальным является призыв, ориентированный на духовно-нравственное развитие личности через просвещение в его многообразии.

 

Известно, что особенности человека во многом зависят от его психики, которая формируется во время становления личности под влиянием воспитания, образования, взаимодействия с окружающей его средой, и результатом всего этого является самосовершенствование.

 

Думаем, не будет преувеличением сказать, что встречаются и такие неопределённые личности, у которых нет ясности в самих себе, они не знают, чего хотят от жизни вообще и что будут делать сегодня или завтра, а тем более в перспективе.

 

В повседневной жизни их называют «ни рыба ни мясо». Другими словами, они не умеют управлять собой, ими управляют обстоятельства. Некоторые особи существуют для того, чтобы только есть и пить, а другие люди, напротив, живут высоконравственными, социальными, духовными и интеллектуальными человеческими потребностями.

 

Среди множества интересов личности наиболее полезным и благоприятным для жизни и деятельности человека представляется такое сочетание интересов, когда наряду с основным, важнейшим интересом имеются связанные с ним многочисленные косвенные.

 

Принципиальную роль в жизни человека играют убеждения и социальные установки, и поэтому, прежде чем что-то предпринять, он должен всё взвесить: свои способности и возможности в достижении поставленной цели, сложившиеся условия, последствия действий и поступков, личную и общественную значимость.

 

Главной причиной и препятствием в становлении личности является то, что человек не верит в себя, сомневается. Стоит ему хотя бы раз преодолеть всё это и осознать полезность и правомерность своих действий, как он почувствует уверенность в себе.

 

Стойкость, способность отстаивать свои взгляды и противодействовать чуждым влияниям характерны для человека с духовно-нравственными и моральными качествами. Именно благодаря этому он может преодолеть страх, проявить мужество, смело идти навстречу опасности, действовать разумно в сложных ситуациях.

 

Жизнь подтверждает, что любой человек, а тем более руководитель, прежде чем управлять другими, должен научиться управлять собой: сдерживать свои эмоции, сосредоточивать внимание на нужном объекте, проявлять волевое усилие при встрече с трудностями и препятствиями, быть дисциплинированным и организованным, научиться рационально мыслить, видеть проблемы и творчески их решать.

 

Человек как разумное существо действует не автоматически под влиянием внешних воздействий, а целесообразно и целенаправленно, он управляет как своей познавательной, так и практической деятельностью. Как правило, люди, умеющие управлять собой, развивают свои имеющиеся положительные свойства личности и работают над слабо развитыми свойствами, преобразовывая их в позитивные, и ко всему они бывают достаточно самокритичными и скромными.

 

Они не успокаиваются на достигнутом, ищут в себе резервы для более широкой и активной деятельности, стремятся к тому, чтобы совершенствовать себя, удовлетворяя таким образом личную потребность во всестороннем развитии.


МУХАММАД БУКАР ГАМИДУЛЛАЕВ
ДОКТОР ЭКОНОМИЧЕСКИХ НАУК, ПРОФЕССОР