Ислам и современность

В Священном Коране сказано (смысл): «Что постигло тебя (о человек) из хорошего, то (это) – от Аллаха ﷻ (по Его щедрости и благодеянию), а что постигло тебя из плохого, то (это) – от самого себя (из-за твоих грехов) (сура «Ан-Ниса», аят 79).

статья опубликована в номере: 32 (573) / от 15 апреля 2019 (Ша’бан 1440 г.)
64

Этот мир, который есть сегодня, может измениться в лучшую сторону лишь под нашим воздействием и благодаря нашим усилиям – если мы станем облагораживать себя и свои нравы. Волеизъявление Всевышнего по отношению к нам проявится в том же направлении, в котором мы будем меняться.

 

В Коране сказано (смысл): «… Воистину, Аллах ﷻ не меняет положения людей, пока они не изменят самих себя» (сура «Ар-Рад», аят 11). Следовательно, начинать надо с самих себя, со смены своего образа жизни. Если обратимся к истории 1400-летней давности и поразмышляем о жизни Пророка Мухаммада ﷺ, его сподвижников и вообще великих людей и правителей, то обнаружим, что они делали самые главные вещи – меняли себя и успешно меняли других.

 

Многие сегодня полагают, что перемены невозможны и мы в этом беспомощны, или нас изменят обстоятельства, но это совсем не так. Наше положение не поменяется до тех пор, пока мы сами не изменимся, как было сказано выше в аяте, пока не начнём избавляться от своих недостатков, пороков и дурных привычек и не станем выходить из зоны ложного комфортного обитания.

 

У известного английского поэта-драматурга Уильяма Шекспира есть такие слова: «…Грехи других судить вы все усердно рвётесь, начните со своих и до других не доберётесь…» Самое главное и первичное: пока мы не посвятим время оценке своих деяний, не будем стремиться к довольству Всевышнего Аллаха через повиновение Его заповедям, у нас ничего не изменится.

 

Нам следует объявить себе войну (усердие на пути Всевышнего Создателя) в хорошем смысле слова. Нам следует ежедневно через управление самим собой развиваться и совершенствоваться, продвигаясь вперёд, не останавливаясь, иначе нами будет управлять шайтан, и мы не заметим, как окажемся в самом низу обитания.

 

Я не оговорился, сказав о войне со своим эго. Хочу напомнить, что исламские богословы придавали большое значение именно борьбе с самим собой, со своими недостатками, пороками, дурными наклонностями, страстями, и этот негативный перечень можно продолжать. 

 

Очевидно, что в разные времена были разные методы и способы призыва, в зависимости от состояния и развития общества на то время. Нам представляется, что в настоящее время особо актуальным является призыв, ориентированный на духовно-нравственное развитие личности через просвещение в его многообразии.

 

Известно, что особенности человека во многом зависят от его психики, которая формируется во время становления личности под влиянием воспитания, образования, взаимодействия с окружающей его средой, и результатом всего этого является самосовершенствование.

 

Думаем, не будет преувеличением сказать, что встречаются и такие неопределённые личности, у которых нет ясности в самих себе, они не знают, чего хотят от жизни вообще и что будут делать сегодня или завтра, а тем более в перспективе.

 

В повседневной жизни их называют «ни рыба ни мясо». Другими словами, они не умеют управлять собой, ими управляют обстоятельства. Некоторые особи существуют для того, чтобы только есть и пить, а другие люди, напротив, живут высоконравственными, социальными, духовными и интеллектуальными человеческими потребностями.

 

Среди множества интересов личности наиболее полезным и благоприятным для жизни и деятельности человека представляется такое сочетание интересов, когда наряду с основным, важнейшим интересом имеются связанные с ним многочисленные косвенные.

 

Принципиальную роль в жизни человека играют убеждения и социальные установки, и поэтому, прежде чем что-то предпринять, он должен всё взвесить: свои способности и возможности в достижении поставленной цели, сложившиеся условия, последствия действий и поступков, личную и общественную значимость.

 

Главной причиной и препятствием в становлении личности является то, что человек не верит в себя, сомневается. Стоит ему хотя бы раз преодолеть всё это и осознать полезность и правомерность своих действий, как он почувствует уверенность в себе.

 

Стойкость, способность отстаивать свои взгляды и противодействовать чуждым влияниям характерны для человека с духовно-нравственными и моральными качествами. Именно благодаря этому он может преодолеть страх, проявить мужество, смело идти навстречу опасности, действовать разумно в сложных ситуациях.

 

Жизнь подтверждает, что любой человек, а тем более руководитель, прежде чем управлять другими, должен научиться управлять собой: сдерживать свои эмоции, сосредоточивать внимание на нужном объекте, проявлять волевое усилие при встрече с трудностями и препятствиями, быть дисциплинированным и организованным, научиться рационально мыслить, видеть проблемы и творчески их решать.

 

Человек как разумное существо действует не автоматически под влиянием внешних воздействий, а целесообразно и целенаправленно, он управляет как своей познавательной, так и практической деятельностью. Как правило, люди, умеющие управлять собой, развивают свои имеющиеся положительные свойства личности и работают над слабо развитыми свойствами, преобразовывая их в позитивные, и ко всему они бывают достаточно самокритичными и скромными.

 

Они не успокаиваются на достигнутом, ищут в себе резервы для более широкой и активной деятельности, стремятся к тому, чтобы совершенствовать себя, удовлетворяя таким образом личную потребность во всестороннем развитии.


МУХАММАД БУКАР ГАМИДУЛЛАЕВ
ДОКТОР ЭКОНОМИЧЕСКИХ НАУК, ПРОФЕССОР
 

Также в рубрике

Люди, которые всё знают

Может быть, дураков не становится больше, но они становятся всё активнее. Станислав Лем Люди, которые всё

Познать себя

Иногда нужна целая жизнь, чтобы научиться понимать себя. А без такого понимания не обойтись. Научиться

Как научиться уважать себя?

Трудно однозначно сказать, с чем это связано, но за последние годы наблюдается увеличение обращений за

Как глухой больного посещал

Однажды глухой человек узнал, что его сосед заболел. И подумал: «Как я со своими ушами, которые не слышат,