Что скрывает от нас жизнь?

Обычно мы точно знаем, как должны относиться к нам окружающие: когда и сколько они должны дать нам внимания, времени, сил, заботы, помощи, понимания и пр. Если этого не происходит, то нафс (эго) начинает горевать, жалеть себя и обижаться. А ещё он мгновенно даёт оценку тому, «недодавшему» нам что-то, человеку: скупой, злой, бестолковый, упрямый и т. д.

статья опубликована в номере: 32 (573) / от 15 апреля 2019 (Ша’бан 1440 г.)
210

Мы бываем настолько торопливы в своих выводах, что даже сомнений в их правильности не успевает возникнуть. И хоть порой мы скромничаем: «Да я ничего и не ждал…», всё же обида и неудовлетворённость могут бередить изнутри.

 

Такая ситуация имеет несколько причин, среди которых – завышенные ожидания от окружающих, игнорирование обращения к Единственному, Кто всегда помогает, – к Аллаху ﷻ, неосведомлённость о внутренних мотивах чужого поведения. Вот о последнем и поговорим.

 

Что от нас скрыто?

Аллах ﷻ не всё раскрыл людям. Мусульмане знают про существование сокрытого (смысл): «Те, которые веруют в Сокровенное, совершают намаз и расходуют из того, чем Мы их наделили» (сура «Аль-Бакара», аят 3). Согласно Корану и хадисам Пророка Мухаммада ﷺ, закрытыми от людей в земной жизни так и останутся вопросы судьбы, сущности души и некоторые другие.

 

Кроме глобальных вопросов, неизвестные стороны имеет любая повседневная ситуация. Мы не знаем точно, что двигало человеком, не сдержавшим слово. Не знаем, почему кассир ошибся со сдачей, почему ночью шумели соседи и т. п. Разумеется, мы можем строить догадки, предполагать, сопоставлять. Но что же произошло на самом деле, мы узнаем или спустя время (если Аллах ﷻ осведомит нас), или только в Судный день, когда прояснится всё и про всех. 

 

Создатель устроил так по Своей Мудрости. В Коране Всевышний Аллах сказал (смысл): «…И они (люди) постигают из Его знания только то, что Он пожелает...» (сура «Аль-Бакара», аят 255). Самое интересное, что человеку бывает и не нужно знать больше, чем он осведомлён. Это защищает его от дополнительных ошибок и грехов.

 

Однако, чтобы воспользоваться такой защитой Аллаха ﷻ, важно принимать и постоянно иметь в виду, что мы в принципе не можем знать всё. Такова Воля Всевышнего. Очевидно, что это экзамен на наше доверие Аллаху ﷻ. Доверие тому, что Он даровал необходимое понимание, а остальное не имеет к нам отношения, поэтому зачем нагружать свои мозг и душу?

 

Такая позиция сохраняет внутренние силы человека, избавляет его от погружения в «расследование» и выяснение отношений с чужой душой, которая всегда потёмки. Становится легче принять ситуацию, пусть и не понимая до конца её внутренних механизмов. Ведь случилось то, что случилось, и человеку правильнее согласиться с тем, сколько Творец позволил ему узнать и понять.

 

Кто-то возразит: но ведь из жизненных событий нужно делать выводы, чтобы затем не наступать на те же грабли. Как же не попытаться выяснить подробности? Несомненно, умение делать правильные выводы – показатель благоразумия.

 

И мы, во-первых, не отрицаем полностью необходимость узнавать и выяснять (уже потому, что могла произойти беда и нужна наша помощь).

 

И, во-вторых, речь идёт о скрытом. То есть о том, чего мы не узнаем, сколько ни спрашивай, сколько ни выясняй. Всевышний оставляет наши «хочу всё знать» безрезультатными. Он предлагает принять обстоятельства как есть. Не для того ли, чтобы выводы мы делали прежде всего о нас самих? 

 

Что предпринять?

Замечено, что, даже понимая душевную затратность попыток «дойти до сути», остановиться всё равно бывает непросто. Мозг продолжает и продолжает копаться в возможных причинах и мотивах случившегося, сжигая как в топке наши силы и время. Какой же спасительный приказ ему дать?

 

Взгляды нейрофизиологов на возможности руководить мозгом мне не известны. Но обратимся к исламскому знанию, дарованному людям задолго до появления каких-либо наук. Итак, в случаях, доставивших нам неприятность или затруднение, Ислам учит:

 

1. Осознавать, что произошедшее имело место только с позволения и по мудрости Аллаха . А раз так, то это несёт нам благо: «Какая бы печаль, тревога или беда ни постигла верующего, это обязательно станет искуплением его грехов, даже если его просто уколет колючка», гласит хадис Пророка ﷺ, переданный в сборнике имама аль-Бухари.

 

2. Учиться искать положительное в обстоятельствах и словах людей, всему придавать хороший смысл. Известно, что халиф Умар  говорил: «Не думайте плохо о словах вашего брата (по вере), найдите в них хорошее». Это оградит нас от деструктивного хода мыслей.

 

3. Заняться поиском оправданий для огорчившего нас человека. Пророк Мухаммад ﷺ советовал: «Если брат твой поступил дурно, найди ему 70 оправданий». Таким образом, мы поставим перед мозгом новую задачу: перестать обвинять и начать оправдывать. Мы не будем ему ничего приказывать, просто переведём его работу в другой режим – созидательный.

 

Заключение

Если с нами поступили не так, как мы ожидали, постараемся не торопиться обижаться и вешать ярлыки. Ибо всё было предписано Аллахом ﷻ именно в этот момент и именно в таком виде. К тому же мы часто и не подозреваем о чувствах и обстоятельствах, пережитых кем-то перед его, по-нашему, некрасивым поступком.

 

А ведь вполне может случиться, что человек не сдержал слова не из-за вероломства, а по причине болезни. Кассир ошибся не потому, что желал нас обмануть, а потому что устал работать без выходных. А соседи шумели не из-за ссоры, а из-за беды… Помню, как много лет назад один человек отреагировал на неадекватный поступок другого. Он просто сказал: «Я не знаю его судьбы». 


ГУЗЕЛЬ ИБРАГИМОВА
 

Также в рубрике

«Нет принуждения в Исламе...»

Ислам – религия свободы и мира. Он наделил человека такой свободой, которую ему не предоставила ни одна

Сила веры

Нравственные принципы современного общества искажены, они мало чем отличаются от представлений рэкетира,

Сила веры

Жизнь сподвижника Ясира رضي الله عنه является ярким примером глубокого упования на Аллаха ﷻ. Попав в плен к

Cила веры

«Испытания (экзамены) возвеличивают или опускают (цену) человека». Арабская поговорка