Ответы на вопросы от 1.04.2019 (по Шафии)
1. – Засчитывается ли троекратный развод, данный одномоментно, как один?
– Большинство учёных-предшественников (саляфов) и их последователи, в частности учёные четырёх религиозно-правовых школ (мазхабов) и их последователи, едины во мнении, что развод, данный троекратно, или же стократно, в один момент, считается тройным.
Учёный шафиитского мазхаба имам Ибн Хаджар альХайтами в книге «Тухфат аль-Мухтадж» по этому вопросу пишет следующее: «Не запрещено давать сразу три развода. Что же касается того, что они имеют силу трёх разводов в случае непосредственного их осуществления, или если они даны в привязке к ситуации, от которой будет зависеть их осуществление, то относительно этого нет противоречивого весомого мнения.
Имамы мазхабов порицали тех, кто противоречил в этом вопросе: «Противоположное мнение (что три развода, данных одномоментно, считаются одним разводом) предпочёл тот, кто вынес об этом фетву, не имея авторитета, а за ним последовали те, кто был введён в заблуждение и унижен Аллахом ».
Когда учёного ханафитского мазхаба имама Хайруддина ар-Рамли спросили: «Считается ли троекратный развод, данный одномоментно, тройным?», он ответил: «Да, троекратный развод, данный одномоментно, считается за три, согласно мнению всех авторитетных учёных.
И не берут в расчёт мнение тех, кто противоречил им в этом и вынес противоположное решение» Учёный ханбалитского мазхаба имам Ибн Куддама в книге «Аль-Мугни» пишет: «Если муж скажет жене: «Ты разведена трижды», то происходит три развода, даже если муж имел в виду один.
Мы не знаем разногласий по этому вопросу». Также имам аль-Бахути в книге «Кашшаф аль-Кина» пишет: «Если муж скажет жене: «Ты разведена трижды», то происходит троекратный развод». Учёный маликитского мазхаба имам аль-Баджи в книге «Аль-Мунтака» пишет: «Ибн Аббас согласился с мнением группы сподвижников (о том, что такой развод считается тройным), и таким образом в этом вопросе учёные пришли к единогласию (иджма)».
2. – Есть ли основание для протирания головы и лба при произнесении определённых слов во время чтения азкаров после обязательного (фарз) намаза?
– Имам ан-Навави в книге «Аль-Азкар» по этому вопросу приводит от Ибн Сунни следующий хадис: «Сподвижник Анас сказал: «Когда Посланник Аллаха завершал свой фарз-намаз, он проводил правой рукой по лбу и говорил: «Ашхаду алля иляха илля-ллаху-р-рахману р-рахим.
Аллахумма, азхиб анни аль-хаммава ль-хазан». Учёный аш-Шавкани в книге «Найль аль-Автар» также приводит хадис от имама ат-Табрани: «Когда Пророк ﷺ завершал свой фарз-намаз, он проводил рукой по голове и говорил: «Бисмилляхи ллязи ля иляха илляху ва р-рахману р-рахим.
Аллахумма азхиб анни ль-хамма ва ль-хазан». Имам Мухаммад Баишин в книге «Бушра аль-Карим» пишет: «Когда кто-то завершит фарз-намаз словами: «Ассаляму алайкум ва рахматуллах», пусть протрёт лоб правой рукой и три раза повторит: «Астагфируллах».
После этого произнесёт: «Астагфируллах аль-азыма-ллязи ля иляха илляху ва ль-хаййяль-каййюма ва атубуиляйхи», затем протрёт голову и скажет: «Бисмилляхи ллязи ля иляха илляху ва р-рахману р-рахим. Аллахумма азхиб анни ль-хамма ва ль-хазан».
3. – Можно ли разводиться, согласно Исламу, по требованию родителей?
– Имам ибн Хаджар в книге «Тухфат аль-Мухтадж» пишет следующее: «Причиной, по которой желательно дать развод, является требование родителей сделать это, но только если они требуют развестись не из упрямства и принципа, как это наблюдается у некоторых отцов и матерей.
А также если отсутствует опасение смуты и дополнительных проблем по причине развода». Также имам ад-Димяти аль-Бакри в книге «Ианат ат-Талибин» пишет: «Под словами «...если они его требуют не из своего упрямства и принципа...» подразумевается наличие объективной причины.
Если же требование развода мотивировано упрямством, свойственным недальновидным родителям (то есть отсутствием обоснованной причины), то тогда нет желательности разводиться по их требованию».
Заключение:
Если оба родителя или один из них повелит сыну дать развод своей супруге, то ему желательно развестись при условии, что они требуют развода не ввиду своих эгоистичных соображений, а из-за веских оснований. Если же нет таковых, то разводиться нежелательно.
Также нежелательно разводиться по требованию родителей, если развод может привести к каким-то проблемам у супругов или к смуте. Вопрос развода не является тем деянием, в котором надо беспрекословно подчиняться велениям родителей. Это не является укук аль-валидайн (ослушанием родителей) – тяжким грехом, на запрет которого указывают Коран и Сунна Пророка ﷺ.
4. – Передано ли от Пророка ﷺ, что желательно мыть руки до и после еды?
– Относительно мытья рук до и после еды имамы Ибну Маджа, аль-Байхаки и ас-Суюти передают хадис от Посланника Аллаха ﷺ: «Кто хочет, чтобы Всевышний Аллах увеличил ему благодать в доме, тот пусть моет руки перед трапезой и после неё». Имам ат-Табрани в книге «Муджам аль-Авсат» также приводит хадис по этому поводу: «Мытьё рук до трапезы и после неё избавляет человека от бедности.
И это обычай посланников Господа». Шейх уль-Ислям Закария аль-Ансари в книге «АльГурар аль-Бахия» пишет: «Этикой приёма пищи является мытьё рук и полоскание рта до еды и после неё. Хозяину дома желательно мыть руки и поласкать рот первым до того, как гости приступят к приёму пищи, а последним – после трапезы».
Учёный ханбалитского мазхаба Ибн Кудама альМакдиси в книге «Аль-Мугни» пишет: «Желательно мыть руки до и после приёма пищи, даже если будете в омовении. Имам аль-Марвази сказал: «Я видел, как Абу Абдулла моет руки перед едой и после неё, даже будучи в омовении». Далее он приводит вышеупомянутые хадисы в качестве довода желательности мытья рук до и после приёма пищи.
Заключение:
Желательно мыть руки до и после приёма пищи, а также полоскать рот. Если хозяин дома принимает гостей, то ему желательно вымыть руки первому до еды, чтобы обслужить их, а гости моют руки и полощут рот – после трапезы.
5. – У нас во дворе живёт кошка. Хотела стерилизовать её, чтобы не размножалась и чтобы не было бесхозных котят. Знаю, что по мазхабу Абу Ханифы можно стерилизовать кошек, если в этом есть польза. Дозволяется ли в общем кастрировать животных? Ответьте, пожалуйста, согласно положениям во всех четырёх мазхабах.
– Мазхаб имама Абу Ханифы. Имам Аляуддин аль-Хаскафи в книге «Ад-Дур альМухтар» пишет следующее: «Разрешается кастрировать животных, даже кошку... Но учёные нашли это правомерным только при наличии пользы. Если же пользы от этого нет, то это запрещено».
Имам Ибн Абидин в субкомментариях пишет: «Слова аль-Хаскафи о решении учёных подразумевают дозволенность кастрации животных, если есть надобность в увеличении мышечной массы (для животных, мясо которых дозволено употреблять) и если нужно снять агрессивность животного».
Мазхаб имама Малика. Имам Али бин Халяф аль-Малики в своей книге «Кифая ат-Талиб ар-Раббани» пишет следующее: «Дозволена кастрация любого животного, и в этом нет нежелательности (караха), чьё мясо разрешается употреблять в пищу. Кастрация же лошадей запрещена ввиду запрета Пророка ﷺ на это.
Что касается кастрации мулов и ослов, то это дозволено». Имам Али аль-Адави в субкомментариях на эту книгу пишет следующее: «Некоторые учёные передали, что автор книги «Ат-Талкин» говорит о нежелательности кастрации лошадей: «Нежелательно кастрировать лошадей, если только лошадь не бешеная. В этом случае разрешается её кастрировать».
И то, что он (Ибн Халяф) ограничился первым мнением, говорит о том, что это мнение более аргументированное». Мазхаб имама аш-Шафии. Имам ан-Навави в комментариях на «Сахих Муслим» пишет следующее: «Имам аль-Багави сказал: «Запрещено кастрировать любое животное, мясо которого не дозволено употреблять в пищу. Что касается животного, чьё мясо можно есть, то его можно кастрировать, пока оно детёныш, и запрещено, когда оно станет взрослым».
Мазхаб имама Ахмада. Имам аль-Бахути в книге «Кашаф аль-Кина» пишет следующее: «Нежелательно кастрировать животных, кроме мелкого рогатого скота и петухов». Автор книги «АльМунтаха» сказал: «Нежелательно кастрировать животных». Имам Ахмад не любил кастрации мелкого рогатого скота и других животных, если животное не обнаруживает какогото недостатка. Также он сказал: «Мне не нравится кастрация любого животного».
Заключение:
1. Мазхаб имама Абу Ханифы: Можно кастрировать любое животное, если в этом усматривают пользу.
2. Мазхаб имама Малика: Кастрировать можно то животное, чьё мясо дозволено употреблять в пищу, а также ослов и мулов. Что же касается лошадей, то по вопросу дозволенности их кастрации есть полемика. Исключением является бешенство животного.
3. Мазхаб имама аш-Шафии: Кастрировать можно только тех животных, чьё мясо дозволено употреблять в пищу, и только в раннем периоде их жизни. 4. Мазхаб имама Ахмада: Кастрация всех животных, кроме мелкого рогатого скота и петухов, считается нежелательной.
ОТВЕТЫ ДАНЫ СОГЛАСНО МАЗХАБУ ИМАМА АШ-ШАФИИ
Уважаемые читатели! Вы можете присылать ваши вопросы на адрес электронной почты нашей редакции assalamweb@gmail.com или по телефону +7 928 530-59-70 (СМС, WhatsApp, Telegram).