Жизнь без зависти!

Зависть разрушительна и осуждаема. Она сильно вредит душе завистника, несёт убыток людям. Зависть может стать причиной сглаза или положить начало разладам, грозящим взаимной ненавистью и полным разрывом.

статья опубликована в номере: 31 (572) / от 01 апреля 2019 (Раджаб 1440 г.)
83

Считается, что «белая» зависть кратковременна, она – продукт нашего восхищения чем-то или кем-то. Иногда она может стать стимулом желанию что-то улучшить в себе. «Чёрная» зависть долгоиграющая, гнетущая. Будь её воля, она отняла бы всё у всех, но, кажется, и тогда не насытилась бы. Часто её сопровождают агрессивность, злорадство, алчность. Этот изматывающий вид зависти и рассмотрим.

 

Внутренний механизм

Феномен зависти изучается психологами, нейрофизиологами, социологами и другими учёными. Предпосылками зависти называют разные причины, от низкой самооценки до повышенной активности зеркальных нейронов мозга. Однако если рассматривать зависть с позиции духовного состояния, то её механизм можно определить как неблагодарность человека Создателю.

 

Эта неблагодарность просматривается в рассеянном отношении завистника к своей жизни, к тому, чем и кем она заполнена, а также в обесценивании дарованных Аллахом ﷻ благ. Когда человек по причине внутренней отвлечённости от поминания Всевышнего нерадив и небрежен в поклонении, в отношении к своим обязанностям, к правам окружающих, то он становится лёгкой добычей коварного шайтана.

 

А чему учит человека этот первый и главный завистник? Тому, за что когда-то сам жестоко поплатился, т.е. зависти. Он хочет, чтобы человек тоже её испытал и в итоге также поплатился… Слабый человек ведётся на обман и начинает занимать свою жизнь… чужими жизнями.

 

Он постоянно заглядывается на чьи-то условия, обстоятельства, результаты, семьи, звания, способности и пр. Завистник, разумеется, не может не сравнивать чужое со своим. И почему-то всегда оказывается, что у него «всё хуже, чем у всех». Такая оценка никак не прибавляет ему оптимизма, он начинает страдать – жалеть себя, злиться на «везунчиков», желать им (может, и несознательно) неудач, проблем и т.д.

 

По сути, завистник выказывает неприятие своей судьбы, предопределённой ему Аллахом ﷻ. Тем самым он причиняет своей душе страшный вред. Одновременно с этим завистник приносит зло людям – сплетничает, злословит, вносит разлад в людские отношения, саботирует или высмеивает начинания других. У него, похоже, не хватает понимания, что ведь за всё – отвечать…

 

Шаги к избавлению

По воле Аллаха ﷻ и с Его помощью человек может излечиться от многих недугов души и тела. От зависти в том числе, ин ша Аллах (даст Бог). Вот некоторые шаги к этому:

 

1) Распознать в себе чувство зависти.

Обычно это неприятное душевное ощущение, разочарование, раздражение и другие неприятно-волнующие чувства, охватывающие человека при виде чьего-то успеха. Зависть возникает с разной силой и по отношению к разным людям: к комуто всегда, к кому-то никогда или крайне редко. Объяснения этому наверняка есть, но для нашего вопроса они не принципиальны, главное – отследить своё состояние и признать: да, завидую.

 

Это неприятно, но надо. Лечение не бывает сладким. Поэтому, чтобы оно было эффективным и вообще состоялось, признаться себе придётся. Этот этап хоть и неприятный для нафса (эго), но очень полезный. Признание своей зависти «разъединит» человека с нею, они перестанут быть одним целым, а значит, противник будет виден чётче, и это облегчит борьбу с ним. 

 

2) Понять, что у всего есть цена.

Завидующий человек, похоже, не задумывается об обратной стороне чьих-то побед или успехов, которыми он так желает обладать. Тем временем манящий чужой триумф обязательно имеет свою цену, иногда немалую. Это могут быть тяжёлые диагнозы, унижения, банкротство, недосыпы, недоедания, уход близких, потеря себя, разлуки, скандалы, одиночество и много ещё чего.

 

Захотел бы завистник столько платить? Скорее всего, никак не захотел бы, если бы узнал. Но люди вряд ли ему расскажут. Они улыбаются и выглядят уверенными, и никто не догадывается, сколько они заплатили или продолжают платить за свои блага и возможности. Поэтому необходимо учиться задумываться о жизни, заглядывать «за декорации».

 

3) Благодарить Аллаха .

Искренняя благодарность человека Аллаху ﷻ за то, что он избавлен от великих бед, за всё, что каждую минуту ему дарует Аллах ﷻ, будет показателем принятия своей Судьбы. Если нет, то пусть завистник серьёзно представит, что его лишили всего: дома, близких, работы, имущества, здоровья, жизни… Это хорошее упражнение для отрезвления нафса (эго). 

 

4) Готовиться к своему Ответу.

Это значит честно отдавать внимание, время и силы хранению и ухаживанию за тем, чем наделил нас Аллах ﷻ, а также за теми, кто идёт с нами по жизни. Всевышний спросит нас именно за наш путь. Поэтому если стараться постоянно сосредоточиваться на нём, то для зависти места внутри уже не останется, иншааллах. 

 

5) Обращаться к Аллаху .

Наряду с выполнением предыдущих шагов важно постоянно просить Аллаха ﷻ о прощении и освобождении души от зависти. При этом причина нашего внутреннего состояния не имеет значения, будь она психологическая, физиологическая или ещё какая-то.

 

Только Аллах ﷻ – Властитель сердец – способен их очищать. Он Всемогущ, и Он поможет, ин ша Аллах, если Его всей душой просить. Важно также молиться за того, кому вы завидуете, просить для него добра и облегчения Спроса за всё, чем он обладает.

 

Известно, что ангелы говорят «Аминь» на наше дуа (молитву) о другом человеке, и благо мольбы нам тоже достанется. К тому же известно, что если человек вкладывает во что-то силы (в т.ч. душевные), то это становится ему дорогим. Значит, тот, за кого вы читали дуа, станет вам ближе, из вас уйдёт негатив к нему, которым обычно сопровождается зависть, а значит, и сама она скоро иссякнет.

 

Любой путь начинается с первого шага. Если сегодня попробовать то, о чём мы знаем, то завтра Аллах ﷻ может открыть нам более глубокое понимание. В частности, ещё более эффективные шаги к обновлённой жизни – без зависти. Ин ша Аллах. 

 

ГУЗЕЛЬ ИБРАГИМОВА
 

Также в рубрике

Терроризм – это не Ислам

В данной статье мы хотим опровергнуть мнение, что терроризм и Ислам едины. В работе рассматриваются

Этика соседства

Сосед – самый близкий и самый дальний друг. Мы можем не заметить недостатки родственников, но любой минус в

Закон и порядок – после 22:00

«В нашем доме поселился замечательный сосед…» – пела Эдита Пьеха про любителя духовой музыки. Но если герои

Не доверяй Интернету

Удивляет наивность родителей, которые могут оставить ребёнка на целый день с планшетом или телефоном в