19 апреля
2024 года
поделиться
Категория: Социальная

Особенности структуры формирования личности

В структуре личности важное место занимают её возможности в достижении поставленных целей, в решении задач, которые выдвигают жизнь или сама личность перед собой.

Возможности определяются наличием знаний, умений и навыков с одной стороны и способностями – с другой. Следовательно, чем обширнее и глубже знания, тем больше возможности индивида в решении поставленных вопросов. К сожалению, бывает так, что человек много знает, но ничего не умеет делать. Лишь определённое сочетание знаний с соответствующими умениями и навыками, а также со способностями и высоким желанием обеспечивает успех в самоуправлении.

 

 Умения формируются с приложением знаний к практике. Этот процесс сложен, он требует гибкости ума, творческого отношения к делу и, наконец, настойчивости. Возможности человека зависят и от способностей – совокупности свойств личности, обеспечивающих успех в деятельности.

 

Дело в том, что любая деятельность требует от работника не только определённых знаний, умений и навыков, но и таких свойств, как, например, практичность, сообразительность, конструктивный ум и творческое воображение, сильная воля.

 

Способности человека формируются в работе и учении. От рождения он получает только задатки или некоторую благоприятную предрасположенность к той или иной деятельности. Разовьются задатки или нет – зависит от активной деятельности самого человека. Ленивому человеку задатки не помогут ни в труде, ни в жизни.

 

Бесспорно, что структура личности во многом зависит от его деятельности и предъявляемых к нему требований. Так, к примеру, человек, работающий долго в одной и той же должности или в одном и том же коллективе, нередко «сереет», т.е. привыкает как к положительным, так и к отрицательным сторонам своей работы.

 

У него вырабатывается стереотип, а потому он уже не принимает нового, перестаёт работать над собой. Или другой пример: как только человека повышают в должности, у него сразу начинается переоценка своей прежней деятельности. Человек вольно или невольно хочет завоевать уважение нового коллектива, а потому начинает максимально трудиться и совершенствоваться.

 

Поэтому забота о продвижении кадров – чрезвычайно важная проблема, причём не только социальная (повышение производительности труда), но и личная, так как продвижение заставляет человека работать, чтобы обеспечить свой рост как работника и как личности.

 

Сочетание различных видов деятельности при одной ведущей или основной является наиболее благоприятным условием самоуправления. Многообразие деятельности формирует не только ум, но и различные способности, умения, навыки.

 

Следовательно, рекомендуем всем, кто стремится всесторонне развиваться, не останавливаться на одной какой-либо работе. Следует заметить, что активность личности в самоуправлении также зависит от функциональных требований, которые руководитель предъявляет к работникам, и рассматривать их следует как стимуляторы – конечно, при условии справедливого и объективного отношения ко всем работникам без исключения.

 

В структуре личности огромное значение имеет окружающая её атмосфера, коллектив, морально-психологический климат. Формирующийся на основе отношений товарищеского сотрудничества и взаимопомощи, он создаёт защищённость каждой личности, душевный подъём, хорошее настроение, которое активизирует деятельность всех.

 

В таких условиях хочется жить и работать вместе. Требовательность и внимание, заботливое отношение к человеку формируют у него высокую мораль, честное отношение к делу, вызывают стремление быть морально чистым и отвечать добротой на доброту.

 

Очевидно, что указанные выше условия и достоинства человека благоприятствуют самосовершенствованию личности. Знать свои способности и рационально их использовать в реальной жизни умеют не все. Для этого, как отмечалось, необходимо испытать себя в различных видах деятельности.

 

Не всегда способности заметны, иногда личность так и не определит, на что она способна. Только благодаря другим людям в процессе обучения или воспитания становится видно, к чему человек способен. Поэтому следует прислушиваться к мнению окружающих, особенно авторитетных, но не слепо, так как известны случаи, когда будущих гениев (например, Ньютона, Эйнштейна и других) окружающие и даже родители в детстве считали совсем не способными людьми.

 

Человек о своих способностях может узнать только в реальной деятельности, в труде. Тот, кто более трудолюбив, при прочих равных условиях оказывается и более способен. Известно, у ленивых людей способности деградируют. Многое в самоуправлении зависит от того, как человек относится к себе. Если он недооценивает себя, не верит в свои силы и возможности, то и способности проявляются не в полной мере.

 

И наоборот, вера в себя, в свои силы позволяет полнее использовать способности. На деятельность способного человека отрицательно влияют излишняя самоуверенность, самовосхваление, ведущие к легкомысленному отношению к своим обязанностям, небрежности в работе, лени, что в конечном итоге обедняет способности.

 

Оценивая личность, необходимо проанализировать основные элементы её структуры и посмотреть на личность в целом, учитывая как мотивы её деятельности, так и реальное поведение в коллективе. Все элементы структуры личности формируются и реализуются посредством различных форм познавательных психических процессов и практического действия.

 

Стимулирующую роль при этом имеют эмоциональные процессы, и в особенности интеллектуальные чувства: переживания радости познания; чувства, связанные с практической деятельностью, а именно торжества при определении трудностей, а также чувство нового.

 

Важнейшую роль в познании и практическом исполнении намерений имеют волевые процессы. Только волевой человек способен достигать поставленных даже в самых сложных и трудных условиях целей. Возможности познания и практической деятельности личности зависят от уровня её психической активности.

 

Так, при повышенной активности (жизнерадостном мироощущении, вдохновении) человек относительно легко познаёт, овладевает знаниями и занимается творческой деятельностью. Если активность понижена (депрессия, разочарование, потеря веры в свои силы, отчаяние, стыд), человеку трудно даётся овладение знаниями, он оказывается не способным преодолевать трудности.

 

Настроение и состояние человека изменчивы, они зависят от объективных условий жизни, отношений между людьми, например от оценки личности и её деятельности со стороны руководителей или коллектива. При изменении этих условий меняется и психическое состояние человека. Вместе с тем существенную роль играют его субъективные качества.

 

Одни, например, сами могут «взвинтить» себя до такой степени, что становятся не способными к разумной деятельности. Другие, наоборот, умеют держать себя на высоте и не терять, как говорят, головы, даже когда случилось несчастье. Жизнь человека и его психика представляют собой целостный «склад», отражающий как историю его формирования и воспитания, так и его настоящее.

 

Образ мыслей отражает образ жизни человека. С другой стороны, сформировавшаяся психика оказывает влияние на образ жизни, на то, что человек выбирает, как он относится к людям, как трудится и т. п. На Востоке говорят: «Худшие враги человека не пожелали бы ему тех бед, которые могут принести ему собственные мысли». Другими словами, многие проблемы у человека бывают от собственных мыслей. Поэтому прежде всего надо привести в порядок собственные мысли.

 

МУХАММАД-БУКАР ГАМИДУЛЛАЕВ
ДОКТОР ЭКОНОМИЧЕСКИХ НАУК, ПРОФЕССОР