04 декабря
2022 года
поделиться
Категория: Религия

Джалалуддин ас-Суюти

Джалалуддин ас-Суюти родился в семье, известной своей религиозностью и набожностью, в начале месяца раджаб 1445 года (849 год хиджры) в столице Египта – Каире. Его отец был родом из города Ас-Суют, расположенного в центре Египта, позже он переселился в Каир, благодаря чему и получил прозвище Суюти.

Желая с детства привить сыну любовь к знаниям Ислама, любящий отец водил его к учёным и суфиям, но так продолжалось недолго. Когда маленькому Джалалуддину не было и шести лет, его отец покинул этот бренный мир, и, казалось бы, мечте отца об исламском образовании своего чада не суждено было сбыться. Но этого, к счастью, не произошло.

 

Камалуддин ибн аль-Хуммам, богослов, ставший опекуном маленького Джалалуддина, проявил о нём отцовскую заботу и теплоту. Уже к восьми годам будущий богослов выучил наизусть Священный Коран и ряд книг по наукам Шариата, такие как «Умдат аль-Ахкам» в области хадисоведения, содержащую более 400 хадисов Пророка Мухаммада ﷺ, объёмную книгу великого богослова Ислама имама ан-Навави «Минхадж ат-Талибин» в области исламского права, «Аль-Усул» шейха Байдави в области основ исламской юриспруденции и «Аль-Фийу» известного арабского филолога имама Ибн Малика в области арабской грамматики. Но это оказалось лишь началом.

 

Желая больших познаний в религии Аллаха ﷻ, ас-Суюти объездил ряд городов Египта, Шама, Йемена, Восточной Африки, Индии, побывал в Хиджазе. Будучи в Мекке, учёный утолил жажду из благословенного источника Зам-зам с намерением достичь в фикхе (исламском праве) уровня знаний Сиражуддина альБулкини, а в хадисе – Ибн Хаджара альАскаляни, следуя хадису Пророка Мухаммада ﷺ, который гласит: «Пьющий воду Зам-зам получит то, ради чего он её пил».

 

Сиражуддин аль-Булкини

Сиражуддин аль-Булкини являлся признанным авторитетом в шариатских науках, особенно в области исламского права. Обладал таким огромным багажом знаний, что достиг уровня муджтахида – алима, имеющего право выносить шариатское решение на основе свободного исследования источников исламских наук, благодаря чему ряд учёных-богословов даже назвали его обновителем Ислама VIII столетия хиджры. Является автором нескольких ценных в исламском мире трудов и основателем собственного медресе в Каире, откуда вышли многие тысячи видных богословов Ислама, среди которых был и упомянутый нами Ибну Хаджар альАскаляни.

Ибну Хаджар аль-Аскаляни

Ибну Хаджар аль-Аскаляни уже в детстве приобрёл обширные знания в различных дисциплинах Ислама у видных богословов своего времени, но особую популярность получил благодаря знанию хадисов Пророка Мухаммада ﷺ. В их изучении учёный достиг больших высот, благодаря чему даже получил прозвище аль-Хафиз – то есть знаток огромного количества хадисов. Перу аль-Аскаляни принадлежит известный во всём исламском мире «Фатх уль-Барии, шарху Сахих альБухари», 15-томный труд в толковании хадисов известного сборника достоверных изречений Пророка Мухаммада ﷺ «Сахих аль-Бухари», на составление которого у богослова ушло двадцать лет. 

 


Отдав всего себя постижению величественных наук Ислама, ас-Суюти вскоре стал признанным авторитетом во многих исламских дисциплинах, среди которых тафсир (толкование Корана), хадисоведение, фикх (исламское право и его основы) и, конечно же, тасаввуф (наука изучения и постижения третьей основы веры – Ихсана).

 

Суфии всегда – явно или незримо – присутствовали в судьбе ас-Суюти на протяжении всей его жизни, оставаясь примером для подражания. В своей книге, посвящённой тасаввуфу, – «Тайид ульхакикати ль-алияти ва ташйиду т-тарикат иш-Шазалияти», что означает «Подтверждение возвышенной истины и укрепление шазалийского тариката», ас-Суюти пишет о суфизме и его последователях: «Знай, что наука суфизм – досточтимая наука, обладающая высокими достоинствами, занимающая высочайшее положение.

 

Не переставали имамы Ислама и предводители, направляющие людей на правильный путь как в прежние времена, так и в настоящее время, возвышать суфизм и выказывать почёт его предводителям. Воистину, они авлия (любимцы) Аллаха ﷻ и избранные из Его созданий после посланников и пророков».

 

В этой книге Суюти также приводит множество доводов, подтверждающих истинность суфизма, доказывает, что убеждения и практика суфиев соответствуют Исламу, и приводит множество высказываний известных учёных ахлю сунны об этом пути.

 

Но книги богослова были посвящены не только тасаввуфу. В различных областях исламских знаний имам ас-Суюти составил огромное количество трудов. Написав первую книгу в 17-летнем возрасте, ас-Суюти продолжал делать это до конца своих дней. 45 лет своей жизни он занимался книгописанием, двадцать два из которых провёл в уединении, отдалившись от мирской суеты.

 

Обладая энциклопедическими знаниями и незаурядными способностями, учёный за свою жизнь написал около шестисот трудов в различных областях наук, среди которых есть сочинения в объёме от нескольких листов до нескольких томов. Если разделить страницы написанных ас-Суюти книг на дни его жизни, на каждый день богослова придётся 40 листов бесценных записей.

 

Перечень наук, которым посвятил свои труды имам ас-Суюти, был самым разнообразным: науки Корана и тафсир, хадисоведение, фикх и его основы, история, арабская грамматика, медицина и другие науки. Он был самым крупным знатоком хадисов и посвящённой им науки (фунун аль-хадис) среди своих современников.

 

Не было никого, кто превосходил бы его в знании передатчиков хадисов, а также малопонятных слов и выражений (гариб), которые в них встречаются. Он владел самым полным знанием о содержании хадисов (матн) и цепи их передатчиков (санад) и лучше всех умел выводить на их основе правовые положения (хукм).

 

Так, сначала в интенсивном поиске, а потом и в не менее сложном распространении полученных знаний через преподавание уроков и составление книг жил он. И вот подошла к концу жизнь имама Джалалуддина ас-Суюти. Отпущенный Всевышним срок он прожил более чем достойно, начав с заучивания Священного Корана и завершив составлением сотен трудов и постижением двухсот тысяч хадисов.

 

Ни кончина отца, ни потребность в средствах не отвлекли учёного от вступления на путь служения своей религии. Прожив жизнь по примеру праведных предков, он вскоре и сам стал примером для подражания. Оставив о себе добрую память и заслужив огромное уважение и почёт, на 61-м году жизни Джалалуддин асСуюти перешёл в мир иной. Умер учёный пятничным утром 19 числа месяца джумад уль-уля в 1505 году (911 год хиджры). Похоронен алим на кладбище аль-Карафа в Каире рядом со своим отцом.

 


МАХАЧ ГИТИНОВАСОВ