20 апреля
2024 года
поделиться

Намаз путника

«Шариатские нормы меняются в том случае, если человек решает выехать на расстояние в три дня пути хода верблюда или ходьбы пешком [исходя из скорости], при этом данная скорость движения является средней» («Аль-Хидайа»).

В книге «Аль-Кифайа» сказано: «Во время пути изменяются следующие шариатские нормы: – он сокращение намаза; разрешается прервать пост; продлевается период, в течение которого разрешается протирать кожаные носки, до трёх дней; освобождение от обязанности совершать пятничный и праздничный намазы, жертвоприношение, а также в отношении свободной женщины, которая собирается отправиться в дальний путь, – делать это она должна только в сопровождении махрама...» Но как определить, что ты прошёл расстояние в три дня пути пешком или хода верблюда?

 

Знатоки фикха (исламского права)  говорят, что тот, кто прошёл расстояние в три дня пути быстрым ходом за два дня, может сократить намаз. А также каждый, кто по-своему определил и убеждён, что это расстояние в три дня пути (об этом говорит Ибн аль-Хумам в «Фатх уль-Кадиир»).

 

Имам Абу Ханифа считал, что это расстояние определяется исходя из того пути, который верблюд может пройти за день («Аль-Хидайа»). Все, кто пытался определить это расстояние, не выходили за определение Шариата, особенно, если каждый отрезок пути за день был определён для караванов, исходя из расстояния, проходимого за день с обычной скоростью.

 

Путники в наше время очень нуждаются в том, чтобы определять это расстояние в фарсахах и милях. Более поздние знатоки фикха вынесли фетву в фарсахах, что удобнее и легче. Поэтому мы выбрали фетву того, кто определил, что это 18 фарсахов, так как это среднее расстояние, и тогда расстояние пути, при котором разрешено сокращать намаз, получается равным 54 милям.

 

Это основано на том, что один фарсах – это три мили, в соответствии с наиболее точным определением. Затем, если мы переведём мили в километры, которые наиболее распространены в наше время, то расстояние, при котором сокращается намаз, получится равным чуть более 98 км.

 

Если же мы вынесем фетву исходя из того, что расстояние, при котором сокращается намаз, равно 15 фарсахам, то это равно 45 милям или более 82 км. Среди учёных есть такие, кто вынес фетву о том, что расстояние, при котором сокращается намаз, – 88 км, и это основано на мнении того, кто считал расстояние, при котором сокращается намаз, равным 16 фарсахам.

 

Шейх Ибн аль-Хумам пишет: «Если наделённый чудесной способностью пересекать большие расстояния пройдёт расстояние в три дня пути за короткое время, то следует признать, что он прошёл расстояние, при котором сокращается намаз, и он должен его сокращать».

 

Знатоки фикха вынесли фетву о том, что если тот, кто может быстро верхом пройти расстояние трёх дней пути за два дня, то шариатская норма в отношении него такая же, как если бы он прошёл это расстояние за три дня. И с этим сравнили прохождение этого расстояния пути на машине или самолёте. В Шариате для путника есть особые нормы, которые разъяснены в посвящённых этому разделах фикха.

 

Те из них, которые связаны с намазом, следующие: Если человек захотел выехать в путь на расстояние в три дня пути, исходя из скорости хода верблюда и ходьбы пешком, и вышел из своего населённого пункта, то он сокращает предписанный намаз, состоящий из четырёх ракаатов.

 

Это значит, что он совершает полуденный, предвечерний и ночной намазы по два ракаата, но не сокращает вечерний намаз, витр, а также намазы, относящиеся к сунне, и дополнительные намазы. Если человек совершил четыре ракаата в тех намазах, которые следует сокращать, то для него порицаемо совершать (эти намазы) более чем по два ракаата, так как сокращение является сунной муаккада (усиленной сунной).

 

Несмотря на то, что это порицается, – если он совершил четыре ракаата и сел во втором на время, достаточное для чтения ташаххуда (молитва «Ат-тахияту»), то два ракаата будут засчитаны для него как предписанный намаз, а два других будут как дополнительный намаз. Если он не сидел во втором ракаате время, достаточное для прочтения ташаххуда и встал на третий ракаат, то это сделает его предписанный намаз недействительным, и он обязан совершить намаз заново.

 

В книге «Ад-Дурр аль-Мухтар аля-хамиши Радд иль-Мухтар» говорится: «Если он не сел, то его предписанный намаз станет недействительным, и все эти ракааты станут добровольным намазом, так как он не выполнил сидение, которое является предписанным элементом намаза...» Путник обязан полностью совершать четыре ракаата, если совершает намаз за имамом-непутником.

 

Также путник совершает четыре ракаата полностью, если намеревается остановиться в каком-либо городе или селении на 15 и более дней. А если он намеревается остановиться там менее чем на 15 дней, то он сокращает намазы. Если путник вошёл в город или селение и не намерен останавливаться там на 15 дней и собирается выехать завтра или послезавтра, то шариатская норма в отношении него такова: он сокращает четырёхракаатные фарз-намазы до двух ракаатов, даже если ему в таком положении придётся остаться там на годы.

 

Если путник стал имамом в намазе из четырёх ракаатов, а за ним совершают намаз непутники, то имам-путник сокращает намаз, а совершающие намаз за ним непутники заканчивают его полностью после того, как имам произнесёт приветствие (салам), завершив два ракаата.

 

Имаму-путнику предпочтительно сказать после произнесения приветствия (в завершение двух ракаатов), обращаясь к ним: «Совершите свой намаз полностью, поистине, я – путник». Если путник сделал намерение остановиться в Мекке и в долине Мина на 15 дней, то он – путник, так как намерение остановиться в каком-либо месте принимается во внимание в том случае, если он остановится в одном месте.

 

Если путник вошёл к себе домой, где живёт, хотя бы на какое-то короткое время, то он совершает намаз полностью, и намерение остановиться там не является условием. Если у человека была родина – место, где он родился и жил какое-то время, – затем он оставил её и переехал в другой город, страну, а потом решил вернуться в родной город по некоторым делам, то он сокращает намаз, если его первая родина (населённый пункт, где он родился) находится на удалении трёх дней пути и более.

 

На это указывают действия Пророка ﷺ, который после переселения из священной Мекки в озарённую светом пророчества Медину, вернувшись в Мекку, сокращал намазы. Если путник, будучи в пути, пропустил намаз и вошёл в населённый пункт, в котором живёт, и захотел восполнить этот намаз; или непутник пропустил намаз и вышел в путь, и он хочет восполнить этот намаз, то основой в этом является то, что восполнение должно быть таким же, как своевременное совершение.

 

И тот, кто пропустил намаз в пути, восполняет его, уже не будучи путником, в два ракаата, а кто пропустил 
намаз, не будучи путником, – восполняет его и в пути в четыре ракаата. Данное разрешение сокращать намаз охватывает любого путника, вне зависимости, совершает он грехи или нет (то есть вышел он в путь с целью греха, как, к примеру, для грабежа, или сбежав с поля боя и т. п.).

 

В настоящее время люди отправляются в путь на автомобилях и самолётах, и путники не испытывают каких-либо трудностей – и всё равно они сокращают намаз. Если они вышли из мест своего проживания, желая пройти расстояние, при котором сокращается намаз, то они сокращают намазы, и то, что они вышли в путь, уже считается трудностью.

 

Объединение намазов Путнику разрешается объединять полуденный намаз с предвечерним и вечерний намаз – с ночным. Однако это практическое предписание, но не разрешается с точки зрения времени, так как Всевышний Аллах говорит (смысл): «…Воистину, намаз предписан верующим в определённое время» (сура «Ан-Ниса», аят 103).

 

Это значит, что объединение на практике заключается в том, что человек откладывает полуденный намаз и совершает предвечерний как можно быстрее, совершая полуденный в конце его времени, а предвечерний – в его начале. И откладывает вечерний намаз, совершая его в конце его времени, а ночной – в самом его начале. Это и есть объединение на практике, его у знатоков фикха принято называть «объединением по форме».

 

Что же касается совершения одного намаза во время другого, со сдвигом его по времени раньше или позже, то, по ханафитскому мазхабу, это не разрешается, такое объединение носит название «объединение по времени». Знатоки фикха называют его «действительным объединением».

 

(«Аль-Хидайа»; «Дурр аль-Мухтар аля-хамиши Радд иль-Мухтар»; Шурунбулали. «Имд ад-Фаттах», «Марак иль-Фалях»; Тумурташи. «Танвир ульАбсар»)



МАТЕРИАЛ ПОДГОТОВЛЕН СОГЛАСНО ХАНАФИТСКОМУ МАЗХАБУ
 МУХАММАД ФАРУК АЗИМОВ