25 апреля
2024 года
поделиться
Категория: Религия

Как одновременно заслужить довольство Аллаха ﷻ и довольство людей

Мы живём в такое время, когда люди уделяют слишком много внимания мнению окружающих. Часто, совершая какой-то поступок, они стараются заслужить довольство соседей, знакомых, родных, коллег, при этом не думая о том, будет ли доволен этим поступком Всевышний Аллах.

И это неудивительно, ведь мы – существа общественные, поэтому часто смотрим на себя глазами окружающих нас людей. Вместо того чтобы всегда сверять свои поступки с канонами Ислама, мы ждём, пока кто-то со стороны оценит их и скажет, хороши они или плохи.

 

В принципе, в некоторых случаях стоит прислушаться и к мнению людей, особенно если речь идёт о наших родителях, родных, близких, друзьях и людях, обладающих житейским опытом и знаниями в нужной сфере. Только нельзя превращать это в источник постоянного страха, когда человек всё время озабочен мыслью: «А что обо мне скажут или подумают?», «А вдруг кто-то меня осудит?», «А вдруг это комуто не понравится?».

 

Если же речь идёт о соблюдении предписаний нашей религии, ни в коем случае нельзя учитывать мнение окружающих, которое противоречит этому, особенно когда это может вызвать недовольство Всевышнего. В таком случае верующему надо, несмотря ни на что, стараться заслужить довольство Аллаха ﷻ.

 

Например, кто-то, боясь мнения коллег, стесняется совершать намаз на работе, а девушка, боясь возможных насмешек и упрёков подруг, стесняется надевать хиджаб. В таких и подобных случаях следует пренебречь общественным мнением, ведь довольство Всевышнего важнее мнения любого человека.

 

В хадисе Посланника Аллаха ﷺ сказано: «Нет подчинения созданию в ослушании Всевышнего Аллаха». (Ахмад) От ‘Али ибн Абу Талиба رضي الله عنه передаётся, что Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Не следует подчиняться тому, что приведёт к ослушанию Аллаха ﷻ, подчиняться необходимо лишь в том, что соответствует одобряемому Шариатом». (аль-Бухари, Муслим)

 

Поэтому в тех случаях, когда мы, пытаясь заслужить довольство людей, совершаем то, что приведёт к ослушанию Всевышнего Аллаха, мнение людей не учитывается. Может быть, те люди, чьё довольство мы стремимся получить, на самом деле и не обращают внимания на нас.

 

Поэтому не стоит так часто обращать внимание на мнение окружающих, ведь угодить всем мы никогда не сможем. В любом случае найдётся тот, кто нас осудит. Нам остаётся только один выход: стремиться всегда и во всём заслужить довольство Всевышнего и таким путём добиться довольства людей.

 

Однажды Му’авия رضي الله عنه написал письмо матери правоверных ‘Аише رضي الله عنها, чтобы она написала для него завещание, и в ответ ‘Аиша رضي الله عنها написала: «Салямун ‘алайка (мир тебе). Я слышала, как Посланник Аллаха ﷺ говорил: "Если кто-то будет искать довольства Аллаха ﷻ, даже если это вызовет гнев людей, то Аллах ﷻ избавит его от трудностей с людьми. А кто будет искать довольство людей, навлекая на себя гнев Аллаха ﷻ, того Аллах ﷻ вверит людям". Ва ссалямун ‘алайка (мир тебе)».

 

(ат-Тирмизи) Верующий, который всегда стремится к довольству Аллаха ﷻ, не обращая внимания на мнение людей, получит в итоге довольство Аллаха ﷻ и довольство людей. А тот, кто желает заслужить довольство людей, не обращая внимания на гнев Всевышнего, в итоге испытает и гнев Аллаха ﷻ, и гнев людей.

 

Поэтому мы должны научиться проявить твёрдость и, отстаивая свою точку зрения, поступать всегда правильно, не боясь осуждения людей. Такие люди, наоборот, вызывают людское уважение. А те, кто старается всем угодить, всегда переживая о том, что про них скажут окружающие, вызывают пренебрежение и усмешку.

 

Нельзя также впадать в крайность и категорически пренебрегать добрыми советами и наставлениями, полагаясь только на собственное мнение. Недостойно мусульманина вести себя таким образом, когда это вызывает осуждение посторонних людей, особенно немусульман.

 

Наш внешний вид, одежда и особенно поведение в обществе всегда должны соответствовать принципам Ислама, но в то же время это не должно вызывать у людей неприязнь и недовольство. Необходимо вести себя вежливо, не нарушая общепринятых правил поведения.

 

Посланник Аллаха ﷺ поступал именно так, в соответствии с предписаниями Всевышнего и заботясь о мнении других людей, даже немусульман. Передаётся, что ‘Умар ибн аль-Хаттаб رضي الله عنه, услышав слова ‘Абдуллаха ибн Убаййа о том, что когда они вернутся в Медину, то могущественные из их числа выгонят из неё презренных, сказал: «О Посланник Аллаха ﷺ, не казнить ли мне этого мунафика (лицемера)?»

 

На это Пророк ﷺ ответил: «Оставь его, ибо тогда люди станут говорить, что Мухаммад ﷺ убивает своих сподвижников». (аль-Бухари) Опасение Пророка ﷺ заключалось в том, что арабы-бедуины могли изменить своё мнение об Исламе. Ведь они не могли знать смысла этой казни и, видя только внешнюю сторону произошедшего, сказали бы: «Мухаммад ﷺ убивает своих сподвижников».

 

Итак, относительно мнения окружающих о нас и наших поступках следует избегать крайностей: беспокоиясь о том, что скажут другие люди, и ради их хорошего мнения нельзя отказываться от следования предписаниям религии; и наоборот, нельзя пренебрегать мнением людей, считая, что судить может только Бог, а не люди. Всевышний устроил этот мир таким образом, что люди помогают друг другу стать лучше.

 

НУРМУХАММАД ИЗУДИНОВ