Исра’ и Ми’радж Пророка ﷺ

Исра’ – путешествие Пророка ﷺ из мекканской мечети Аль-Харам в мечеть Аль-Акса в Иерусалиме. Ми’радж – последовавшее за этим вознесение Посланника ﷺ на небеса и достижение того места, о котором нет знания ни у ангелов, ни у джиннов, ни у людей.

статья опубликована в номере: 31 (572) / от 01 апреля 2019 (Раджаб 1440 г.)
59

Ибн Саад говорит, что Исра’ и Ми’радж произошли в месяц Раджаб, за 18 месяцев до хиджры (переселения Пророка ﷺ из Мекки в Медину). Перенесение и вознесение Посланник Аллаха ﷺ совершил душой и телом. Поэтому это событие является одним из удивительнейших чудес, которыми Аллах ﷻ почтил Своего Любимца ﷺ.

 

В Священном Коране сказано (смысл): «Слава Тому, Кто перенёс ночью раба Своего из Заповедной мечети (Аль-Харам в Мекке) в мечеть Аль-Акса (в Иерусалиме), окрестностям которой Мы дали благословение, чтобы показать ему часть Наших знамений. Воистину, Он Всеслышащий, Всевидящий» (сура «Аль-Исра’», аят 1).

 

Это произошло после того, как Пророк ﷺ в течение десяти лет проповедовал религию Аллаха ﷻ жителям Мекки, но в ответ получал только насмешки, унижения и обиды. В эту ночь Пророк Мухаммад ﷺ спал возле почтенной Каабы в месте, называемом «хиджру Исмаил», рядом со своими сподвижниками Хамзой رضي الله عنه и Джа’фаром رضي الله عنه.

 

В одной из многочисленных версий этого удивительного события рассказывается, что к Пророку ﷺ пришли три ангела: Джабраиль عليه السلام, Микаиль عليه السلام и Исрафиль عليه السلام. Они забрали Посланника Аллаха ﷺ так, что спящие рядом не узнали об этом. Джабраиль عليه السلام с Пророком ﷺ пришёл к источнику Зам-Зам, где рассёк ему грудь без боли и крови, после чего вытащил сердце и промыл его три раза.

 

Затем наполнив его мудростью и верой, поставил на нём печать пророчества. После этого сердце поместил обратно и сжал грудь – и стало оно биться как прежде. Потом подвели к нему животное под названием Бурак. Имам Муслим приводит от Анаса ибн Малика رضي الله عنه хадис, где говорится: «Ко мне привели животное Бурак. Это длинное белое животное, выше осла, ниже мула.

 

Оно быстро достигало любой цели, подобно взору. Я ехал на нём, пока не достиг Байт ульМукаддаса (мечеть в Иерусалиме), по пути мы останавливались в Медине, где я совершил два рааката намаза. Ещё мы остановились в местности Мадьян возле дерева пророка Мусы عليه السلام, где я тоже совершил молитву в два ракаата, потом продолжили путь, пока не достигли горы Тур ас-Сайна, где пророк Муса عليه السلام разговаривал со Всевышним.

 

И там я совершил два ракаата. После этого мы достигли места, где родился пророк Иса عليه السلام, сын Марьям, и здесь я тоже совершил два ракаата». Каждый раз, когда останавливались, ангел Джабраиль عليه السلام спрашивал Пророка ﷺ: «Разве ты не знаешь, где совершаешь намаз?»

 

Пророк ﷺ отвечал: «Не знаю». После чего Джабраиль عليه السلام рассказывал ему, что это за место. Когда они прибыли в Иерусалим в мечеть Аль-Акса, Пророк ﷺ привязал Бурака к кольцу, к которому привязывали животных все пророки, а затем вошёл в мечеть и совершил коллективный намаз в два ракаата имамом вместе со всеми пророками.

 

Затем, когда он вышел из мечети, к нему подошёл Джабраиль عليه السلام с двумя сосудами, в которых было вино и молоко, и предложил выбрать. Выбор Пророка ﷺ пал на молоко. Джабраиль عليه السلام же на это сказал: «Ты выбрал чистоту». Вскоре они вознеслись на первое небо. Там Джабраиля عليه السلام спросили: «Кто ты?» Он ответил: «Джабраиль».

 

Тогда его ещё раз спросили: «А кто с тобой?» И он ответил: «Мухаммад ﷺ». «Он послан?» – «Да, он уже послан», – ответил Джабраиль عليه السلام. Когда открылись небесные врата, они увидели пророка Адама , который, поприветствовав Пророка ﷺ, просил у Аллаха ﷻ для него блага.

 

После этого они вознеслись на второе небо. Ему задали те же вопросы, и он ответил точно так же. Подобное происходило на каждом из семи небес.

На втором небе Посланника Аллаха ﷺ встретили пророки Иса عليه السلام и Яхья عليه السلام, сын Закарии عليه السلام.

На третьем – пророк Юсуф عليه السلام, которому была дарована половина красоты мира.

На четвёртом – Идрис عليه السلام, на пятом – Харун عليه السلام, на шестом – Муса عليه السلام, и на седьмом они встретили пророка Ибрахим عليه السلام, который прислонившсь к Байт уль-Мамур, в который каждый день заходят семьдесят тысяч ангелов. После этого Пророк ﷺ с Джабраилем عليه السلام дошли до местности Сидрат уль-Мунтаха – предела всего, до чего можно добраться. Ни один из ангелов не может перейти этот рубеж.

 

Даже ангел Джабраиль عليه السلام, остановившись, сказал: «Тут заканчивается моя степень. О Любимец Аллаха ﷺ, если я сделаю ещё один шаг, то сгорю». Пророк ﷺ дальше пошёл один. И перед ним открылись завесы, он увидел великое множество таинств и знамений Творца, величие и красоту Аллаха ﷻ.

 

И Всевышний, проявляя почтение, обратился к нему без посредника. Об этом Пророк ﷺ рассказывает: «И Аллах ﷻ внушил мне то, что внушил. В эту ночь Всевышний Аллах предписал мне и моей общине 50 намазов в сутки. После я спустился к пророку Мусе عليه السلام, и он спросил меня: – Что предписал Господь твоей общине (умме)?

 

Я сказал: – 50 молитв. И он посоветовал мне: – Вернись к Господу и попроси облегчения: твоя община не сможет исполнить это. Воистину, я испытал сынов Израиля, они не осилили это. Я вернулся к Господу и попросил: – О Господь, даруй облегчение моей умме!

 

Тогда Аллах ﷻ убавил пять молитв, и я вернулся к Мусе عليه السلام, сказав: – Всевышний уменьшил число ежедневных намазов на пять молитв. Однако Муса عليه السلام снова предложил: – Воистину, твоя община (умма) не вынесет и этого. Вернись к Господу и попроси ещё облегчения.

 

И так я ходил от Мусы عليه السلام к Господу и обратно несколько раз, пока Всевышний не сказал: – Поистине, эти пять молитв в сутки – за каждую из них Я дам вознаграждение как за десять! Кто же задумает совершить благое и не сделает, то Я запишу ему за это одно благодеяние.

 

Если он совершит его, то Я запишу как за десять. Кто задумает совершить плохой поступок и не совершит его, то Я не запишу за это ничего. Если же он задумает и совершит дурное, то Я запишу ему одно плохое деяние. Затем я спустился к Мусе عليه السلام и рассказал обо всём. – Вернись к Господу и попроси облегчения, – снова сказал он. – Я возвращался к Нему, пока не стало мне стыдно, – был мой ответ».

 

Во время этого вознесения Пророк ﷺ также увидел небесную Каабу (Байт ульМамур), Рай, Ад, ‘Арш, Курс и многое другое. Утром следующего дня после вознесения Пророк ﷺ сообщил о том, что с ним произошло и что он видел. Услышав его рассказ, многобожники стали передавать друг другу эту новость и высмеивать её. Тогда один из них предложил Посланнику Аллаха ﷺ описать аль-Кудс и его окрестности.

 

Однако, находясь там, Пророк ﷺ не обратил особого внимания на город. И тут Всевышний открыл его взору вид альКудса, и Пророк ﷺ смог детально описать всё, что от него требовали. Это передаётся в сборниках хадисов имамов аль-Бухари и Муслима. Абу Джахль ибн Хишам язвительно спросил Пророка ﷺ: «О Мухаммад ﷺ, опять ты собираешься рассказывать нам что-то невероятное?» «Да», – ответил Пророк ﷺ и начал рассказ о своём ночном путешествии.

 

Абу Джахль и другие люди, собравшиеся послушать Мухаммада ﷺ, удивились, говоря: «Как за одну ночь возможно добраться до Иерусалима и вернуться обратно в Мекку? Расстояние между Меккой и Иерусалимом такое огромное, что только в одну сторону требуется гнать верблюдов в течение целого месяца, а Мухаммад ﷺ утверждает, что это огромное расстояние он прошёл в одну ночь и вернулся в Мекку».

 

Посланник Аллаха ﷺ отвечал, что такова была воля Господа. Он сказал, что, возвращаясь в Мекку, видел по пути караван, направлявшийся в город, и подробно описал его. Пророк ﷺ сказал, что караван прибудет в Мекку в среду во время восхода солнца.

 

И караван прибыл именно в это время. Некоторые из противников Пророка ﷺ поспешили сообщить о произошедшем чуде Абу Бакру رضي الله عنه, в надежде, что он усомнится и отступит от веры. Однако верный друг Посланника Аллаха ﷺ ответил: «Если Пророк ﷺ об этом поведал, то это правда.

 

Я готов поверить ему, даже если его слова будут более невероятными». Поэтому его назвали ас-Сиддик, за то, что он оправдал Посланника ﷺ без поиска подтверждений рассказанному. До события Исра’ ва ль-Ми’радж Посланник Аллаха ﷺ молился, подобно пророку Ибрахиму عليه السلام, по два ракаата утром и вечером. После этого ангел Джабраиль عليه السلام обучил Пророка ﷺ намазу и временам его совершения в том виде, как мы знаем это сегодня.

 

АДИЛЬ ИБРАГИМОВ
 

Также в рубрике

Праздник к нам приходит!

Слово «сабантуй» прочно вошло в нашу речь как синоним яркого праздника, этакий пир горой. Каждый год в Москве

6 дней в месяце Шавваль

Шавваль – это первый из трёх месяцев ашхур альхадж (месяцев хаджа). Несмотря на то, что основные обряды хаджа

Ураза-байрам

Ассаламу алейкум ва рахматуллахи ва баракатух! Дорогие братья и сёстры! Мир вам, милость и благословение

Мы не имеем права забывать

Идёт уже восьмой десяток лет после окончания Великой Отечественной войны, не одно поколение выросло, не зная