19 апреля
2024 года
поделиться
Категория: Религия

«Кто же его оживил?!»

Всевышний поведал Мусе عليه السلام о положении его племени и о том, что, пока он находился на горе Туру Сайна, оно стало поклоняться мычащему золотому тельцу. «Как же, о мой Аллах ﷻ?! – удивился Муса عليه السلام. – Кто же его оживил?» – «Я», – ответил Всевышний и объяснил, что сделал это, ибо к тому склонялись их сердца.

Муса عليه السلام взял скрижали с Тавратом и вернулся к племени, весь в гневе и печали. Когда он увидел людей, танцующих вокруг тельца, то от обиды и негодования уронил скрижали. Левой рукой он схватил своего брата Харуна عليه السلام за бороду, а правой – за волосы и стал говорить: «Почему ты не остановил их, когда увидел, что они заблуждаются?» – «Отпусти меня», – попросил Харун عليه السلام и стал оправдываться тем, что его наставления на них не подействовали, а одолеть их не было сил.

 

Затем разгневанный Муса عليه السلام бросился к Самири. «Что ты наделал?» – начал он упрекать его. Тот признался во всём и добавил, что на этот шаг его толкнул нафс (эго). Муса عليه السلام обратился к людям: «Вы совершили насилие над собой».

 

Поклонявшиеся тельцу поняли, что поступили неправильно, и стали спрашивать пророка, как им быть. Муса عليه السلام получил откровение Всевышнего, в котором ему было велено явиться на гору Туру Сайна для того, чтобы молить о прощении своего народа, поклонившегося тельцу.

 

Муса عليه السلام выбрал из племени семьдесят человек – лучших из лучших, объяснил, что им надо делать, велел соблюдать пост и отправился вместе с ними говорить с Аллахом ﷻ. Когда они приближались к Туру Сайна, появилось облако, окутавшее гору. Муса عليه السلام нырнул в это облако, словно рыба в море, и позвал за собой остальных.

 

Спутники Мусы عليه السلام не смогли взглянуть ему в лицо, когда он разговаривал со Всевышним, из-за того что оно сияло ослепительным светом. Аллах ﷻ опустил между ними завесу, и затем эти семьдесят человек шагнули в облако.

 

Все они услышали речь Всевышнего, обращённую к их пророку, и упали ниц. Когда закончилось общение Аллаха ﷻ с Мусой عليه السلام, облако растворилось. И после всего этого они обратились к Мусе عليه السلام непочтительно, заявив, что не уверуют в него, пока своими глазами не увидят Божий лик, и этим заслужили гнев Аллаха ﷻ. С небес раздался громовой голос ангела (согласно другой версии – ударила молния), и всех детей Израилевых постигла смерть.

 

Умирали они один за другим. «О мой Господь, неужели Ты уничтожишь нас из-за глупцов? Как же я вернусь к своему народу?» – возопил Муса عليه السلام ко Всевышнему. Через сутки после умерщвления Всевышний воскресил людей.

 

Оживление их было похоже на их смерть: по одному, чтобы вразумить их. После возвращения Муса عليه السلام велел заблудшим, поклонившимся золотому тельцу, обратиться ко Всевышнему с покаянием. На вопрос: «Как покаяться?»  – он ответил: «Пусть грешники примут смерть от тех, кто выбрал верный путь».

 

Убивать родных братьев, отцов, соседей было нелегко, поэтому праведники пожаловались Мусе , после чего Всевышний окутал племя чёрной тучей. Согрешившие не знали, кто их уничтожает, узнать это они не имели права, так как, если бы кто-то из них даже одним взглядом посмотрел на того, кто их убивает, покаяние посмотревшего не было бы принято.

 

Согрешивших уничтожали до заката, число убитых дошло до семидесяти тысяч. Харун عليه السلام и Муса عليه السلام в слезах обратились ко Всевышнему, мол, народ совсем исчезнет. Всевышний рассеял тучу, повелел сложить оружие и прекратить убийства.

 

После этого Муса عليه السلام увидел трупы, и ему стало тяжело. Но, получив откровение от Всевышнего, он успокоился: его спрашивали, согласен ли он отправить в Рай убитых и убийц. То, что их покаяние было принято, подтверждает и Коран. Убитые стали шахидами, грехи оставшимся в живых были прощены. Муса عليه السلام зарезал тельца, затем сжёг его, а пепел выбросил в реку Нил.

 

Потом он заставил людей выпить воду Нила, после чего лица всех грешников пожелтели, губы почернели, а усы стали золотистого цвета, чтобы можно было отличить тех, кто поклонялся тельцу. Сказано, что грешники признались и согласились совершить покаяние только после появления этих примет.

 

Муса عليه السلام решил убить Самири, но получил откровение, в котором запрещалось его убивать, так как он был щедрым человеком. Тогда Муса عليه السلام проклял неверного, отослал подальше от народа, а также наказал людям не приближаться к нему. Самири одичал, ни с кем у него не было добрых отношений. Тому, кто случайно прикасался к его телу, отрезали ножницами кусок плоти.

 

В таком униженном состоянии и в неверии он умер. Заблудшего Самири, который призывал людей к неверию, спасла его щедрость. Создатель ценит это качество Своего раба, оно может быть полезным в этой жизни даже неверующему. Действия Всевышнего, сотворившего Вселенную, таят в себе мудрость, о которой ведает только Он.

 

Обратите внимание, Муса Зафар (Самири), которого воспитал архангел Джабраиль عليه السلام, умер, призывая людей к ширку (придание сотоварищей Господу). Вспомните, что пророк Муса عليه السلام вырос в семье самого заблудшего из царей – Фиравна, который объявил себя богом и убивал новорождённых мальчиков, боясь, что кто-то из них лишит его власти.

 

Судьба человека, предопределённая Всевышним в предвечности, не меняется посредством причин. Причины определяет Всемогущий Аллах, который делает их поводом для осуществления предначертанного. Когда покаяние детей Израилевых, поклонявшихся тельцу, было принято Всевышним, Муса عليه السلام от радости взял в руки скрижали с Тавратом и стал увещевать народ.

 

Услышав, что там написано, потомки Израилевы, которые сами требовали книгу, отказались от Таврата: мол, мы не сможем соблюдать все эти правила. Всевышний отправил к ним Джабраиля عليه السلام, который по Его воле приподнял своим крылом гору Тур, держа её над ними на весу. «Если вы не примете Писание, то эта гора упадёт и раздавит вас», – пригрозил он им.

 

Оказавшись в безвыходном положении, дети Израилевы совершили суджуд (земной поклон), но даже не коснулись полностью лбами земли, ибо они одним глазом наблюдали за горой, не упадет ли она. И уверовали они в пророчество Мусы عليه السلام только в таком положении.

 

Краткое сказание о Мусе عليه السلام и Каруне У пророка Мусы عليه السلام был хороший и очень бедный двоюродный брат по имени Карун. Он был в числе его самых верных последователей, когда пророк Муса عليه السلام шёл на гору Туру Сайна. Карун слышал весь разговор Аллаха ﷻ с Мусой عليه السلام. Чаще всех в племени он читал Таврат и был самым ревностным в богослужении.

 

Муса عليه السلام обучил алхимии Каруна, Юша и Калмана, распределив между ними знания разных областей вышеназванной науки. Но Карун стал завидовать Мусе عليه السلام. Покорившись соблазнам своего нафса (эго) и шайтана, оказался на неверном пути. Он стал усиленно заниматься алхимией и постиг даже те разделы этой науки, которые Муса عليه السلام определил для Юша и Калмана.

 

Научившись превращать свинец в серебро, а медь – в золото, он накопил большое количество драгоценностей, которые хранил в многочисленных огромных сундуках. Ключи от них были так тяжелы, что поднять их могло только большое количество людей.

 

Таким образом, Карун не только разбогател, но и очень возгордился всем, что у него есть, позабыв о том, как жил раньше, и никогда не жалел бедняков. Всё, что ни попадало в его руки, он считал своей собственностью, строил высокие дворцы и башни, тем самым не переставал досаждать пророку Мусе عليه السلام.

 

Согласно Шариату Мусы عليه السلام, люди должны были выплачивать закят в один динар с тысячи динаров и один дирхем с тысячи дирхемов, так же и со скота. А скупому Каруну это показалось слишком много, в чём он стал убеждать своих соплеменников, которые из-за слабости веры во Всевышнего молча последовали за ним.

 

Но Карун и на этом не остановился. У него появилось желание какнибудь опозорить, оклеветать пророка Мусу عليه السلام. Чтобы осуществить это, он заплатил некой чужестранке много золота и договорился с ней о том, что она оклевещет Мусу عليه السلام.

 

И вот как-то раз Муса عليه السلام собрал свой народ, чтобы объяснить правила и законы Шариата. Он говорил о том, как нужно наказывать за те или иные преступления, например: вору нужно отрезать руку, пьяницу бить палкой, прелюбодея – побивать камнями. Когда Муса عليه السلام сказал последнее, Карун встал и задал неподобающий вопрос: «Это обязательно и для тебя?» – «Разницы нет», – таков был твёрдый ответ пророка.

 

Тогда Карун стал обвинять Мусу عليه السلام в прелюбодеянии и назвал женщину, которая якобы сама призналась в этом. Муса عليه السلام удивился и потребовал привести её. Карун привёл бедную женщину, соблазнённую богатством. Когда пророк спросил её, правду ли говорят эти люди, она не смогла оклеветать Мусу عليه السلام и сдержать обещание, данное Каруну за золото.

 

Всемогущий Аллах повернул её язык и заставил сказать истину перед потомками Израиля. Она призналась в том, что Карун вложил ей в уста эти слова, и чистосердечно раскаялась в содеянном, тем самым разоблачив Каруна. Униженный среди соплеменников, Карун, потеряв лицо, опустил голову. Увидев, насколько сильна зависть Каруна к нему, сильно огорчённый Муса عليه السلام стал с горечью сетовать на это Аллаху ﷻ.

 

А мольба угнетённого, сетующего на угнетателя, доходит до Всемилостивого без преград. И говорят, что завистник никогда не достигает цели. Из-за этих двух обстоятельств Карун попался в сети. Муса عليه السلام получил откровение от Создателя, в котором сообщалось, что земля подчинена ему и что он может сделать всё, что пожелает.

 

Получив разрешение покарать врага, Муса عليه السلام громким голосом обратился к соплеменникам: «Я послан Всевышним посланником к Каруну, так же как и к Фиравну». Он был очень разгневан и добавил: «Все, кроме тех, кто следует за Каруном, подойдите ко мне поближе». После этого всё племя встало рядом с Мусой عليه السلام, а с Каруном остались двое.

 

Муса عليه السلام упрекнул Каруна за то, что он хотел опозорить его перед народом. Затем Муса عليه السلام приказал земле – и ноги Каруна и двух его сторонников оказались в почве по щиколотки. Муса عليه السلام повторил приказ несколько раз, и постепенно земля поглотила их полностью.

 

Исчезая в земле, они кричали, моля пророка о пощаде, но он их не слышал. Чем больше они причитали, тем сильнее становился его гнев. Что же касается остальных людей племени, то они начали сомневаться в Мусе عليه السلام, перешёптываясь между собой о том, что он пытается завладеть богатством Каруна.

 

Пророк, весьма огорчённый этим, обратился с мольбой ко Всевышнему, чтобы Он с имуществом Каруна поступил так же, как и с ним самим, и всё, что принадлежало Каруну: дом, имущество, скот, золото, серебро, – было поглощено землёй. 


ИЗ КНИГИ «ИСТОРИЯ ПРОРОКОВ» 
ШЕЙХА САИДА-АФАНДИ АЛЬ-ЧИРКАВИ