Призрен, Косово: центр исламского наследия на Балканах
В средние века Призрен стал столицей сербской империи. В 1455 году его покорил османский султан Фатих Мехмет II. Сообщается, что командующий армией Иса Бей, ответственный за установление османского правления в городе, быстро построил небольшую намазгу (первоначально – синоним мечети, затем – праздничная загородая мечеть, предназначенная для молитвы и жертвоприношения в праздники Курбан-байрам и Ураза-байрам) под открытым небом (существующую и по сей день), определив для своих войск место для молитвы.
Сам султан Мехмет II совершал джума-намаз в городском православном соборе, который с того дня начал функционировать как мечеть. На протяжении всей своей османской истории Призрен был важным региональным центром управления.
В конце XIX века он стал центром движения албанского национализма, а в 1912 году – частью нового сербского государства. В течение нескольких последних десятилетий Косово представало в глазах международного сообщества как вихрь конфессионального и территориального конфликта, но я помню Призрен таким,
каким он был до жестоких событий (когда мне довелось проводить этнографические исследования на исламских Балканах в 1960-х годах).
Помню ранний летний рыночный день, дым, поднимающийся сквозь утренние речные туманы, силуэты минаретов и высоких укреплённых домов (куллы), пронизывающие чистый летний воздух наверху. Помню дороги и местных жителей в их красочных традиционных вышитых костюмах: кто верхом, а кто с повозками из лошадей со свежими продуктами на продажу проезжали они мимо огороженных плетёными заборами садов, в которых цвели георгины, и деревьями, ветви которых полнились ещё зелёными яблоками.
Вспоминаю плетёные ульи и небольшие мечети. Мир без изменений на протяжении сотен лет. Репортажи о войне и политических беспорядках затмили информацию о богатом исламском культурном наследии Призрена, которое сохранилось на удивление неповреждённым, в отличие от других центров в Косово.
Призрен является удивительно сохранившимся городом Османской Балканской империи и остаётся пропитанным тюркской исламской культурой. Он уникален в той степени, в которой это наследие выживает: живой и яркой. Официальными языками являются албанский, сербский, боснийский и турецкий.
Хотя большинство из его 88 тысяч жителей являются этническими албанцами, почти каждый может говорить по-турецки, и турецкая община города всё ещё играет влиятельную роль. К XIX веку Призрен стал вторым по значимости албанским этническим центром.
Однако коммунистическое руководство в 1947 году решило перенести столицу в Приштину. В отношении его архитектурного наследия такое решение оказалось скрытым благословением, способствовавшим его сохранению от «худших коммунистических излишеств в строительстве».
Поселение Призрена развивалось вокруг замка, который располагался на берегу реки. Городская структура Призрена типична для османских провинциальных городов с общественной первоосновой, состоящей из базара, районов, посвящённых традиционным предприятиям, и основных религиозных зданий.
Центральная зона города Призрен называется Садирван (в переводе с персидского – «многоводный родник»): город славился своей обширной инфраструктурой водоснабжения. Сегодня в Призрене двадцать мечетей. Наиболее известной является мечеть Синан-паша, построенная в 1615 году губернатором Боснии Софи Синанпашой.
Её большой купол, возвышенный арочный навес и заоблачный минарет. Богатый интерьер мечети украшен фреской XIX века и кораническими надписями в характерном балканском стиле барокко. В её комплекс когда-то также входили медресе и библиотека. Ряд мечетей датируются более ранним периодом. Мечеть Сузи Челеби была построена в начале XVI века последователем Накшбанди и поэтом Мухаммед Махмуд Абдуллой, чьи благотворительные общественные объекты также включали в себя библиотеку, дом суфиев (текке), медресе и каменный мост через Призренскую Бистрицу (Лумбурдхи).
Мечеть Сарай-хана, построенная в 1534 году, также тесно связана с текке – Халвати тариката. Однако самым большим религиозным комплексом города была мечеть Мехмед-паша. Построенная во второй половине XVI века, она служила общественной (джума) мечетью.
Призрен сегодня, как и в исламском прошлом, отличается интенсивной активностью многих суфийских тарикатов (что является характерной чертой Балкан в целом). На всех османских Балканских территориях тарикаты были ярким и фундаментальным элементом жизни всех мусульманских жителей.
Наиболее заметные черты городской архитектуры Призрена – красивые монументальные каменные мосты через реку Лумбурдхи, связывающие обе стороны города. Знаменитый мост, построенный АлиБейем в XVI веке, становится символом Призрена. Смытый наводнениями в 1979 году, он был реконструирован в 1982 году. Другими исторически значимыми мостами являются мост Сузи Челеби, построенный в 1513 году, и мост Араста, построенный в XVIII веке.
Ещё одним зданием, обслуживающим основные нужды общины, является благородный хамам, построенный Гази Мехметом Паша (1563–1574). Дополнением к этим религиозным и общественным зданиям в османско-балканском Призрене служат сохранившиеся традиционные дома, выстроившиеся на его мощёных улочках.
Они в основном двухэтажные, из деревянного каркаса, с множеством окон на верхних этажах, часто выступающих над улицей, с большими огороженными садами, полными фруктовых деревьев, а летом – овощными грядками. Во времена исламизации Балканов город был известен как Приздриджана («полный украшениями») и уже был центром ювелирного производства.
К 1571 году в городе уже доминировали мусульманские ремесленники. Во второй половине XIX в. в городе было зарегистрировано 124 вида различных ремёсел и более чем 1384 специализированных мастерских. Вдоль реки под городом были построены дубильни.
Призрен славился прекрасными изготовителями-оружейниками (продукция его оружейных мастеров экспортировалась даже в Египет), ювелирами и мастерами по серебру и филигранной работе. Другие ремесленники, производящие предметы более общего назначения, представляли собой мастеров по металлу, производителей сёдел, кузнецов и др.
В то время как экономические и социальные перемены привели к упадку большинства этих традиционных отраслей промышленности, некоторые ремесленники всё ещё работают в Садырване, изготавливая аксессуары местного народного костюма и удовлетворяя туристический спрос. Несмотря на то, что конфликты конца XX века не затронули архитектурного наследия Призрена, отсталая экономика и отсутствие надлежащего технического обслуживания поставили под угрозу многие исторические здания.
Заинтересованные местные жители, поддерживаемые национальными и международными организациями, делают многое для решения проблем. Местные инициативы реализуются через ряд организаций, в том числе через Институт охраны памятников культуры и Фонд культурного наследия. Муниципалитет Призрена разработал стратегию культурного туризма, в которой особое внимание уделяется мусульманскому туризму.
Турецкое агентство по сотрудничеству и координации (TIKA) проявило особую солидарность в восстановлении намазги 1455 года и Синан-Паша мечети начала XVII века. Шведская неправительственная организация «Культурное наследие без границ» разрабатывает «План сохранения и развития исторической зоны Призрена».
Хотя население Призрена было преимущественно мусульманским и албанским, как и во всех других городах Османского Балкана, в нём существовали общины других конфессий, которые в значительной степени были гармонично интегрированы на протяжении веков (христиане, иудеи и рома).
Архитектура Призрена Османской эпохи свидетельствует об этом факте – в центре Садырвана находятся османская мечеть, православная церковь и римско-католическая церковь, расположенные в непосредственной близости и высоте. Несмотря на ужасные события XX века, община имеет гораздо более длительную историю религиозной и этнической терпимости. Действительно, город Призрен сегодня широко воспринимается как символ межконфессионального и межэтнического сосуществования.
ГАЙ (ГАЙДАР) ПЕТEРБРИДЖ
ПРОФЕССОР, СПЕЦИАЛИСТ ПО КУЛЬТУРНОМУ НАСЛЕДИЮ И ИСТОРИИ ИСЛАМА, АВСТРАЛИЯ, РОССИЯ