02 Мая
2024 года
поделиться

Условия намаза

Обязательным для совершающего намаз является очищение от осквернения и нечистот, а также сокрытие своего аврата (запретные части тела). Аврат мужчины – это то, что находится ниже пупка и выше коленей (включительно). Тело свободной женщины всё является авратом, за исключением её лица, кистей рук и стоп. То, что является авратом у мужчины, является авратом у рабыни, а также её живот и спина.

Условия намаза, обязательные для того, чтобы он был действительным

 

Совершающий намаз должен:

1. Быть в чистоте (ритуальной) от обоих видов осквернения всё время, пока он совершает намаз.

2. Тело должно быть чистым от всех видов скверны.

3. Должно быть чистым место, где он совершает намаз.

4. Должен надеть чистую одежду, скрывающую все части тела (аврат), которые следует скрывать от посторонних взоров, и если одна из этих частей тела будет открытой, то намаз не будет действительным, так же как не будет действительным намаз, совершённый в грязной одежде.

5. Каждый намаз должен совершаться в своё время, и он не будет действительным, если приступить к нему до наступления времени.

6. Должен обратиться в направлении киблы. Необходимо направиться в сторону Каабы, кроме случая страха, когда разрешается молиться в любую сторону. Если человек сомневается относительно киблы и не у кого из присутствующих спросить о ней, то нужно усердствовать в поиске и затем приступить к молитве. Если молящегося оповестили об ошибке после того, как он помолился, то перечитывать намаз не нужно. Но если он узнал об этом во время намаза, то следует повернуться в сторону киблы и продолжить.

7. Должен войти в намаз так, чтобы ничто не разделяло намерение и такбир ат-тахрим (произнесение слов «Аллаху Акбар», с которых начинается совершение намаза), при этом человек должен знать, какой намаз он совершает.

 

А тому, кто совершает намаз за имамом, также следует иметь намерение следовать за ним. Тот, кто не нашёл чистой одежды и у него нет ничего, чем он мог бы очистить скверну, совершает намаз в этой осквернённой одежде, и его намаз в таком состоянии будет действительным, совершать его заново не нужно. Эти слова – мнение аль-Кудури.

 

А вот автор «Аль-Хидая» разъяснил данный вопрос подробно, он сказал: «Это может иметь два варианта – если четверть или большая часть одежды молящегося чистая, то он совершает в ней намаз, и если он совершит намаз голым, то он будет недействительным, так как четверть вещи заменяет собою её всю.

 

Если же чистой одежды меньше четверти, то – аналогично, по мнению Мухаммада. Также это одно из двух мнений аш-Шафии, так как в данном случае не соблюдено одно обязательное предписание (фард). Но если совершить намаз обнажённым, то будет не соблюдено множество предписаний.

 

По мнению Абу Ханифы и Абу Юсуфа, человек может выбирать: совершить намаз голым или в такой одежде, и последний вариант лучше. Эта предпочтительность объясняется тем, что скрывать определённые части тела от посторонних взоров нужно не только в намазе, а вот чистота связана именно с намазом.

 

Если совершающий намаз находится в священной мечети аль-Харам, то он непременно должен обратиться непосредственно в сторону Каабы. Для того, кто не находится в этой мечети, киблой будет направление на Каабу, даже если он находится в Мекке. («Ад-Дурр аль-Мухтар», «Глава об условиях намаза», «Канз ад-Дакаик»)

 

Восполнение пропущенных намазов

Тот, кто пропустил намаз, восполняет его тогда, когда вспомнит. В обязательном порядке совершает его до времени своевременного намаза, за исключением, когда боится пропустить своевременный намаз. Если он пропустил несколько намазов, то в восполнении выстраивает их по очереди, так, как они были предписаны изначально, до тех пор, пока не достигнет шести пропущенных намазов. В таком случае очерёдность в намазах отпадает.

 

Если мужчина, обязанный соблюдать порядок восполнения намазов, приступил к восполнению предвечернего намаза прежде, чем восполнил полуденный, то он обязан сначала восполнить полуденный и заново восполнить предвечерний. Это касается порядка восполнения пропущенных намазов.

 

Если человек пропустил намаз, то он восполняет его, как только вспомнит об этом, однако ему не следует совершать его в три промежутка времени, когда не разрешается совершать намазы. Является обязательным соблюдать порядок восполнения между предписанными намазами и витром.

 

И если человек совершил витр до ночного намаза, то он обязан заново совершить его после ночного намаза. Если он проспал до тех пор, пока не взошло солнце, то он обязан восполнить витр, а затем уже совершить утренний намаз. Если сделает наоборот, то он обязан совершить утренний намаз повторно.

 

Обязанность восполнять намазы по порядку в некоторых ситуациях снимается по одной из трёх причин:

1. Если пропущенных намазов станет больше шести, помимо витра. В книге «Ад-Дурр аль-Мухтар» говорится: «Необязательно соблюдать порядок восполнения намазов, если времени недостаточно или если молящийся забыл о пропущенном намазе, так как это является уважительными причинами, или если человек пропустил шесть предписанных намазов, так как они начинают повторяться, а это вызывает затруднение».

 

Ибн Абидин в своей «Аль-Хашия» сказал: «Его слова «...тех, совершение которых предписано» означают исключение витра, так как порядок восполнения – даже если и является предписанием между ним (витру) и другими намазами, тем не менее есть разница. Витр не считается предписанным намазом.

 

Это значит, что витр не может стать причиной увеличения пропущенных намазов до шести и привести к освобождению от обязанности соблюдения порядка их восполнения, так как он дополняет предписанные намазы, совершаемые в течение дня и ночи.

 

2. Если человек забудет о пропущенном намазе.

 

3. Если времени будет недостаточно. Если пропущенных намазов станет больше шести, то разрешается восполнять намазы в любом порядке. Также разрешается совершать намаз, время которого наступило, даже если молящийся вспомнил о пропущенном. Если он забыл о пропущенном намазе и совершает своевременный намаз, а потом вспомнил о пропущенном, то совершённый им намаз будет действительным, и он не обязан совершать его повторно.

 

Если он проснулся перед самым восходом солнца и вспомнит о том, что пропустил ночной намаз или витр, то совершает утренний намаз. А после того как солнце поднимется – восполняет ночной намаз и витр. При этом он не обязан заново совершать утренний намаз, так как освободился от порядка восполнения намазов по причине недостаточности времени.


(«Ад-Дурр аль-Мухтар», «Канз адДакаик», «Марак иль-Фалях»)

МУХАММАД ФАРУК АЗИМОВ