29 марта
2024 года
поделиться
Категория: Актуально

Значение времени в самоуправлении личности

Известно, что мы все находимся в равноправном положении во времени. Этот ресурс, если так можно выразиться, самый демократический. Каждый имеет 24 часа в сутки, 168 часов в неделю. В окружающем нас мире немного вещей или явлений, по отношению к которым мы находимся в одинаковом положении. Все мы замечаем, как быстро летят дни и недели, месяцы и годы.

 Проблема времени, его нехватка касается каждого человека, независимо от его положения и деятельности, особенно если он ничего не делает для того, чтобы им управлять. Некоторые даже стали гордиться тем, что у них не хватает времени, показывая свою чрезмерную занятость, полагая, что тем самым они проявляют свою деятельность и недоступность, ссылаясь на скоротечность времени. Известно, что время само по себе как текло, так и течёт: не быстро и не медленно. Как было 24 часа в сутках, так и осталось.

 Удивительно устроен человек – он огорчается, когда теряет богатство, и равнодушен к тому, что безвозвратно уходят дни его жизни.  Абу-ль-Фарадж
 

 Весь вопрос в том, что эту проблему создаёт не время как таковое, а мы сами. Многие просто не знают, что действительно надо сделать и как наиболее рационально использовать время, не понимают, что это прежде всего их неорганизованность и неумение управлять самим собой и своим временем. К сожалению, в современных условиях многие авторы книг по управлению не ссылаются на известных учёных прошлого и классиков: стало модным ссылаться на современных западных учёных в области бизнеса.

 Если мы обратимся к Исламу, то обнаружим очень убедительные и аргументированные доводы о необходимости управления ресурсом времени. Как известно, Ислам учит нас тому, что в Судный день человек будет отвечать за то, как он провёл свою жизнь. Пророк Мухаммад ﷺ призывает нас ценить время и дорожить им, так как это защита для человека. По этому поводу Пророк Мухаммад ﷺ сказал: «Из даров Аллаха Всемогущего ﷻ есть две вещи, которые многие люди не ценят и на которые не обращают должного внимания, – это здоровье и свободное время». А также Пророк Мухаммад ﷺ сказал, что в Судный день человек будет отвечать за четыре вещи: как он провёл свою жизнь, как он использовал своё тело, о его знаниях – набрал ли он необходимые религиозные знания и поступал ли он в соответствии с этими знаниями, а также об имуществе – как он приобрёл его и куда расходовал. Сильно сказано, не правда ли?

 Действительно, ведь использование своего тела, получение религиозных знаний, накопление имущества и его расходование связано со временем, а также связана со временем вся жизнь человека. Время тем дороже нам обходится, чем неэффективнее мы его используем. Оно может быть как нашим союзником, так и противником. Следовательно, нам в том и другом случае следует уметь правильно им распоряжаться.

 Великие мыслители Ислама давно заметили: – Свободное время таит смертельную опасность: если его не заполнить благими деяниями, оно займёт тебя злом. – Здоровье – это такое благо, которое замечают и ценят только тогда, когда его теряют. Каждого из нас восхищает то, какое огромное значение придавали использованию времени праведные мусульмане, жившие в первые три столетия со времени Пророка Мухаммада ﷺ. Так, аль-Хасан аль-Бисрий говорил: «Я застал такие народы, которые относились к своему времени ещё щепетильнее и ответственнее, чем вы цените свои динары и дирхамы».

«Из даров Аллаха Всемогущего ﷻ есть две вещи, которые многие люди не ценят и на которые не обращают должного внимания, – это здоровье и свободное время»

Абдуллах ибн Масуд сказал: «Я не сожалел бы так сильно ни о чём другом, как о том дне, солнце которого зашло, и тем самым уменьшилось выделенное для меня время, а за этот день не увеличились мои благие деяния». Справедливый правитель Умар ибн Абдуль-Азиз говорил: «Воистину, тебе дарованы ночь и день, поэтому действуй, правильно используя их время».

 Надо признаться, что мы сами создаём для себя напряжённую ситуацию и сами же жалуемся на нехватку времени. Время обладает такими важными свойствами, в отличие от других ресурсов, как невозможность накопить, приумножить, передать кому-либо, необратимость и безвозвратность. Последнее твёрдо знал ещё Пётр I, утверждавший: «Упущение времени смерти невозвратной подобно». С точностью до секунды 
нам известно, каким временем мы можем располагать в каждый конкретный момент и в будущем. Если это так, значит, существуют совершенно точные предпосылки для управления своим временем.

Время должно стать для вас союзником как на работе, так и вне её, и если это вам удаётся, то оно будет верно служить вам, и вы не станете его рабом. Уникальность ресурса времени всё больше мы осознаём, когда начинаем по-настоящему с ним работать. Бережное отношение ко времени должно быть не менее важным, чем отношение к денежным средствам, здесь много общего и разумного.

Умение распорядиться временем чётко отражает, какой вы являетесь личностью, ваши ценности, убеждения, деловитость, цели. То, как вы используете своё время, не только определяет качество вашей жизни в настоящем, но имеет значение и в будущем, которое вы для себя создаёте. Говоря эти слова, я прошу у Аллаха ﷻ милости и прощения для себя и для вас. Ислам учит нас понимать значимость и цену времени. Ислам предупреждает нас, чтобы мы не теряли времени даром и тем более чтобы не проводили время, совершая грехи. И одним из признаков верующего человека является признание им этой истины. Об этом сказано в Священном Коране (смысл): «Воистину, в смене ночи и дня, а также в тоАм, что Аллах ﷻ сотворил на небесах и на земле, заключены знамения для людей богобоязненных» (сура «Юнус», аят 6).

МУХАММАД БУКАР ГАМИДУЛЛАЕВ
ДОКТОР ЭКОНОМИЧЕСКИХ НАУК, ПРОФЕССОР, АКАДЕМИК МЕЖДУНАРОДНОЙ АКАДЕМИИ НАУКИ И ПРАКТИКИ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОИЗВОДСТВА