Людская неодинаковость проявляется во многом. Вот и разговоры мы строим поразному: один говорит много, другой – отмалчивается, третий – отвлекается, четвёртый – перебивает… Но существуют общие правила, которые лежат в основе любого хорошего разговора. Кто-то объединил эти правила в нехитрый «Принцип трёх П» – правдиво, полезно, приятно. А как этот принцип могут понимать мусульмане?
Правдивость – путь к праведности. Правдивый человек честен, прежде всего, сам с собой – перед тем как что-то сказать или сделать, он соизмеряет правильность задуманного с нормами Ислама. Таким образом честный человек стремится придерживаться Прямого пути.
Отсюда – обещанная ему награда (смысл): «Аллах ﷻ сказал: «Это – день, когда правдивым людям принесёт пользу их правдивость. Им уготованы райские сады, в которых текут реки. Они пребудут там вечно». Аллах ﷻ доволен ими, и они довольны Им. Это – великое преуспеяние!» (Сура «Аль-Маида», аят 119)
Понятно, что с правдивым человеком людям надёжно и спокойно, в том числе и в общении. Чего не скажешь об обманщике. Ведь обман – это искажение истины. Поэтому в разговоре с нечестным человеком становится невозможным решать реальные вопросы, так как он посягает на саму эту реальность, перекраивает её, а значит, нарушает право другого человека видеть объективную картину.
По сути обманщик препятствует правильному решению собеседника, которое может касаться его семьи, дел, здоровья, жизни. Не слишком ли на многое замахивается лжец? И как он думает за всё это отвечать? «Воистину, ложь измышляют те, которые не веруют в знамения Аллаха ﷻ. Они и есть лжецы» (сура «Ан-Нахль», аят 105).
Полезность разговора вписывается в основу взаимоотношений мусульманина с окружающими. Ведь, как известно из хадиса Пророка ﷺ: «Самые лучшие из людей – это самые полезные для людей» (ат-Табарани). Чтобы придерживаться этой позиции в общении, важно уметь выслушивать собеседника не перебивая. Во-первых, так вы проявляете уважение и тактичность.
Во-вторых, вы лучше понимаете позицию собеседника, что может выявить больше общих точек, а значит, повысить вероятность взаимовыгодного исхода беседы. Кроме этого, для пользы дела важно постоянно держать в фокусе внимания обсуждаемый вопрос.
Иначе можно потеряться в мелочах, далеко уйти от темы или вовсе «договориться» до неожиданного финала. В этой связи необходимо, чтобы наши высказывания напрямую относились бы к теме беседы, были аргументированы и актуальны.
Важно также учитывать обстоятельства, при которых происходит разговор. «Не всякая правда приходится кстати» – сообщает турецкая поговорка. В зависимости от обсуждаемой темы, необходимо взвешивать, что и кому мы говорим, присутствуют ли при этом посторонние, каково физическое состояние собеседника, его понимание, возраст и пр.
Люди нечасто говорят друг другу приятные вещи. Может, стесняются, жадничают, а может, боятся, что угодят в лесть. Однако говорить приятное и льстить – разные вещи. Когда человек кому-то льстит, то преувели
ченно восхваляет слушающего, по каким-то причинам словесно наделяет его достоинствами, которых нет ни в характере, ни в поведении собеседника.
В этом случае может оказаться перечёркнутым первый пункт нашего правила – правдивость. Речь о другом. А именно – о той душевной щедрости, когда мы, видя и ценя нечто хорошее в собеседнике и общении с ним, просто упоминаем об этом. Ведь, например, отзывчивость, надёжность, чувство юмора, энергичность и т. д. – всё это дары Аллаха ﷻ.
Но люди часто воспринимают их как нечто должное, обыденное. А зря, ведь через творения Аллаха ﷻ мы узнаём о Нём и Его Величии. Почему же не порадоваться и не поблагодарить Создателя за то, что Он даровал нам для общения доброго, умного, честного или весёлого человека?
Тем более что у каждого можно чему-то поучиться. Однако в этом вопросе необходима большая осторожность. Наша любезность не должна навредить человеку, вызвав в его сердце горделивость или спесь. Поэтому отзываться положительно следует не о самом человеке (!), а о его действиях – работе, поступке, высказывании и пр.
Можно также говорить о наших отношениях с этим человеком, о том, как они нас радуют. Например, утешить близкого человека, ещё раз сказав ему о своей любви, порадовать друга – напомнив о его важности в нашей жизни, поддержать компаньона – оценив его участие в общем деле, и т. д. Ведь, как наставляет нас Пророк Мухаммад ﷺ: «Доброе слово – это садака» (аль-Бухари).
Кроме того, в разговоре неэтично ставить собеседника в неловкое положение, вынуждать его краснеть. Даже если вы сделаете это без свидетелей, человек, скорее всего, будет уязвлён, пусть и сможет это скрыть. И кто знает, не попадёте ли вы когда-нибудь в схожую неловкую ситуацию из-за чьегото неумения вести разговор? К тому же всё это чревато обидой, которая неизвестно, насколько может застрять в сердце человека. А вдруг до Судного дня?
Хороший разговор может иметь далеко идущие последствия: завяжутся новые знакомства или укрепятся существующие связи, появятся свежие идеи или реализуются давние планы. Главное – понимать, зачем нам всё это. Для успеха?
Если наше представление об истинном успехе простирается дальше земной жизни – в Ахират, тогда, по милости Всевышнего, и нехитрый «Принцип трёх П» может послужить инструментом поклонения. Ин ша Аллах ﷻ.
ГУЗЕЛЬ ИБРАГИМОВА