Урок 4. Закят
Всевышний, говоря в Коране о закяте, упоминает его вместе с намазом, что говорит о значении, которое придаётся закяту в Исламе. Закят отличается от пожертвования тем, что это не милостыня и не любезность – это обязанность.
Всевышний испытывает богатых людей, одарив их богатством, в котором есть доля и для бедных. Ведь действительно всё, что мы имеем, даётся Всевышним. Состоятельные люди должны быть достойными управленцами имущества, которое принадлежит только Аллаху ﷻ.
Нам необходимо осознать, что когда мы достигаем определённого достатка – часть имущества уже не принадлежит нам, оно становится собственностью бедных и неимущих. И если в этом случае мы не отдаём им положенное, т.е. не выплачиваем закят, то получается, что мы насильно отобрали у бедного средства к существованию. Это недостойный мусульман поступок.
В Коране скупые предупреждаются о наказании за утаивание имущества от рабов Аллаха ﷻ. Всевышний ﷻ предостерегает верующего человека от скупости, которая вызывает недовольство бедных и слабых.
Всевышний ﷻ в Коране чётко определил людей, которым предназначен закят.
Первая категория – бедные (мискин), имущество которых не достигает достаточного уровня.
Вторая категория – нуждающиеся (факир). Это нищие, которые отличаются от бедных ещё худшим положением.
Третья категория – люди, связанные с закятом (амиль). Это те, которых назначил имам для сбора и распределения закята.
Четвёртая категория – те, сердца которых нуждаются в утешении (муалафату кулубихим). Это люди, которые ранее исповедовали другую религию, а впоследствии приняли Ислам и нуждаются в моральной и материальной поддержке.
Пятая категория получающих закят (рикаб) – рабы, освобождённые с условием выкупа.
Шестая категория (харим) – обременённые долгами, которые разрешены Шариатом.
Седьмая категория (ахлу сабилиллах) – те, которые полностью посвятили себя служению Исламу.
Восьмая категория – путники (ибн сабиль), оторванные от своего имущества, независимо от того, богаты они у себя на родине или нет. При этом цель путешествия не должна противоречить Шариату.
Выдача закята кому-либо из этих восьми категорий людей связана с особыми условиями для каждой из них.