19 апреля
2024 года
поделиться
Категория: Вопрос - ответ

Дозволено ли матери детское пособие тратить на общие нужды семьи?

1. – Дозволено ли, например, руководителю учреждения или имаму мечети оставаться наедине с подчинённой или прихожанкой в служебном помещении? 2. – Если женщина отказалась от оформления её как матери-одиночки, но документы всё же были оформлены, дозволено ли ей использовать эти средства? 3. – Можно ли есть замороженную рыбу (некрупную скумбрию)? Она продаётся не очищенной от внутренностей. 4. – Должна ли жена спрашивать у мужа разрешения выйти из дома, когда его нет рядом? 5. – Можно ли в джаназа-намазе (заупокойная молитва) после третьего такбира («Аллаху Акбар») читать дуа (мольбу) за умершего не на арабском, а на родном языке? 6. – Если мусульманин отрицает обязательные (фарз) поклонения, такие как намаз и пост, впадает ли он в неверие? Если да, то что происходит с браком (никяхом) этого человека, если он в нём состоит? 7. – Дозволено ли матери детское пособие тратить на общие нужды семьи? 8. – Можно ли выкуп за пропущенные долги по намазам и постам (искат) за умершего делать согласно шафиитскому богословскому праву (мазхабу)?

1. – Дозволено ли, например, руководителю учреждения или имаму мечети оставаться наедине с подчинённой или прихожанкой в служебном помещении?

– В книге «Тавассут» по этому вопросу приводятся слова авторитетного учёного аль-Каффала: «Пребывание женщины и мужчины в мечети не считается запретным уединением, так как туда может зайти каждый» (об этом говорится в книге Ибн Хаджара аль-Хайтами «Тухфат аль-Мухтадж»).

 

Далее Ибн Хаджар аль-Хайтами пишет: «Это решение правомерно в мечети матрук, которая всегда открыта и поток посетителей в которой обычно не прекращается. Такое же решение распространяется на пребывание в пути и другие места, которые не закрыты от посторонних, где пребывание и хождение происходят постоянно».

 

Имам Абдулхамид аш-Ширвани в субкомментариях приводит слова Али аш-Шабрамуллиси, который говорит: «Из этого следует, что решение насчёт запретного уединения опирается на (общее) решение относительно уединения, когда могут возникнуть опасения или подозрения, в отличие от того, когда есть уверенность в их отсутствии. В таком случае уединяться не запрещено».

Заключение:

– Если это происходит в рабочее время и дверь помещения не заперта, и туда могут заходить посторонние – работники, посетители; или же перегородки в офисе прозрачные и в вестибюле находятся люди, то такое уединение не является запретным. Если эти условия не соблюдены, то оставаться наедине с представителем противоположного пола запрещено. Пророк ﷺ об этом сказал: «Поистине, (посторонние) мужчина и женщина не смогут остаться наедине, так как с ними всегда будет сатана» (ат-Тирмизи).

 

2. – Если женщина отказалась от оформления её как матери-одиночки, но документы всё же были оформлены, дозволено ли ей использовать эти средства?

– Если она действительно одна воспитывает ребёнка или детей, то она вправе использовать эти средства на цели, предусмотренные государством. А если речь идёт об отказе матери оформить документы на себя как на матьодиночку и вместо неё это делает кто-то другой, оставляя себе её деньги, то это, конечно же, запрещено. 

 

3. – Можно ли есть замороженную рыбу (некрупную скумбрию)? Она продаётся не очищенной от внутренностей.

– Крупную рыбу, которую заморозили, сушили, коптили или жарили невыпотрошенной, можно употреблять в пищу, удалив внутренности. А если их содержимое вытекло в брюшную полость, то перед употреблением необходимо её промыть. Мелкую рыбу можно есть, даже не очистив от внутренностей. Мелкой считается рыба, которую можно целиком положить в рот.
 

 

4. – Должна ли жена спрашивать у мужа разрешения выйти из дома, когда его нет рядом?

– В книге «Тухфат аль-Мухтадж» учёный шафиитского мазхаба Ибн Хаджар аль-Хайтами пишет следующее: «Если жена покидает дом в отсутствие мужа без его разрешения или же без твёрдой уверенности, что он не будет против её выхода, то это является грехом и ослушанием (лишающим жену обеспечения).

 

Исключением являются ситуации, когда:

1) есть опасность, что дом полностью или частично может обрушиться;

2) есть опасность для жизни;

3) на имущество кто-то покушается;

4) необходимо пойти к шариатскому судье (имаму), чтобы он потребовал от мужа то, что ей полагается по праву (обеспечение и т. п.);

5) необходимо получить религиозные (первостепенные) знания или ответ на шариатский вопрос, которые не могут ей дать муж или её махрамы (брат и т. д.)».
 

 

5. – Можно ли в джаназа-намазе (заупокойная молитва) после третьего такбира («Аллаху Акбар») читать дуа (мольбу) за умершего не на арабском, а на родном языке?

– Шестым рукном (составная часть ритуала) джаназа-намаза является чтение мольбы после третьего такбира. Если молящийся способен прочитать хотя бы самую простую мольбу, то можно прочитать её и на родном языке.

 

Известный учёный шафиитского мазхаба ат-Тармаси в книге «Хашия ат-Тармаси» цитирует слова Али ашШабрамуллиси: «Что касается значения выражения «мольба, которую он не в состоянии выучить» (когда человек не способен прочитать самую простую мольбу, и вместо неё ему необходимо прочитать что-то из

 

Корана или зикра, а если не может и этого, то молчать ровно столько времени, сколько длится эта мольба), то это такие слова, которые, как правило, можно назвать мольбой, а к таковым можно отнести слова «Аллахумма игъфир лаху» или «вархамху» («О Аллах ﷻ, прости его» или «О Аллах ﷻ, смилуйся над ним»). Если он не может прочесть такую мольбу на арабском языке, то пусть читает на родном».

Заключение:

– Тому, кто знает молитвы, которые дошли до нас от Пророка ﷺ, в заупокойной молитве желательно читать их. Если же не знает, но при этом владеет арабским языком, то можно прочитать любую мольбу за покойного на нём, а если не владеет арабским, то – на родном языке.

 

6. – Если мусульманин отрицает обязательные (фарз) поклонения, такие как намаз и пост, впадает ли он в неверие? Если да, то что происходит с браком (никяхом) этого человека, если он в нём состоит?

– Ибн Хаджар аль-Хайтами в книге «Тухфат альМухтадж» пишет: «Если совершеннолетний человек (мусульманин) прекращает совершать обязательный намаз, отрицая его обязательность, то он, по единогласному мнению учёных, становится кяфиром (неверным).

 

Таково решение и в случае отрицания всех обязательных норм Шариата, относительно обязательности которых есть единогласное мнение всех учёных». «Если до вступления в половую близость муж и жена станут вероотступниками, или же один из них, то их брак сразу же расторгается.

 

Если же это произойдёт после половой близости, и они вновь примут Ислам в течение срока идды, то их брак не считается расторгнутым. Если не осознают свой грех и не примут Ислам в этот срок, то их брак считается расторгнутым с момента, как они стали вероотступниками».
 

 

7. – Дозволено ли матери детское пособие тратить на общие нужды семьи?

– Любые средства, выделяемые государством, должны быть потрачены по назначению. Если они предназначены только для нужд ребёнка, то их нужно тратить лишь на него, а не на других членов семьи.
 

 

8. – Можно ли выкуп за пропущенные долги по намазам и постам (искат) за умершего делать согласно шафиитскому богословскому праву (мазхабу)? 

– По мазхабу имама аш-Шафии нет понятия «искат». Однако мусульманин, придерживающийся мазхаба имама аш-Шафии, может перейти в мазхаб имама Абу Ханифы в этом вопросе, а также в любых других вопросах.

 

Абу Бакр ибн Мухаммад Шата ад-Димяти в книге «Ианат ат-Талибин» пишет: «Разрешено переходить из одного мазхаба в любой другой общепризнанный мазхаб даже без причины на это. И нет разницы, делать это постоянно или в некоторых случаях».
 

ОТВЕТЫ ДАНЫ СОГЛАСНО МАЗХАБУ ИМАМА АШ-ШАФИИ


Уважаемые читатели! Вы можете присылать ваши вопросы на адрес электронной почты нашей редакции assalamweb@gmail.com или по телефону +7 928 530-59-70 (СМС, WhatsApp, Telegram).