23 апреля
2024 года
поделиться

Виды воды

Совершать омовение при большом и малом осквернении, а также очищаться от нечистот можно – дождевой водой, из речных русел, колодцев, а также морской водой, даже если она солёная. Не дозволено использование соков деревьев, различных плодов, а также того, в чём превалирует примесь, например, напитков, уксуса, розовой и бобовой воды, похлёбки и т. п.

Разрешается использовать для очищения воду, смешанную с какой-либо чистой жидкостью, изменившей одно из её трёх свойств (вкус, цвет или запах), например, воду бурного потока, смешанную с глиной, или воду, смешанную с мылом или шафраном.

 

Не разрешается совершать частичное и полное омовение водой, с помощью которой было устранено большое или малое осквернение или которая была использована для омовения тела с целью поклонения. Использованная вода является чистой, если с её помощью было совершено ритуальное омовение или купание, то есть она не использовалась для удаления физической скверны.

 

Но эта вода становится неочищающей в том смысле, что во второй раз она уже не может быть использована для обоих видов омовения. Если использованная вода во время частичного и полного омовения капнет на одежду или разольётся и попадёт в воду или сосуд с водой, то она не осквернит их.

 

Осквернённость и чистота воды

Разрешено совершать малое омовение водой, в которую попало что-либо чистое и поменяло одно из её свойств, например, водой селевых потоков, водой, в которую попала соль, шафран или мыло. Вода была сотворена Всевышним Аллахом чистой и очищающей, однако она становится осквернённой, если в неё попадают нечистоты (наджаса), в малом или большом количестве.

 

Абу Хурайра رضي الله عنه передал хадис Пророка ﷺ, где он наказал оберегать воду от осквернения: «Пусть никто из вас ни в коем случае не мочится в стоячую непроточную воду, ибо потом эта вода (может понадобиться) для полного омовения» (аль-Бухари).

 

Также Абу Хурайра رضي الله عنه передал, что Пророк ﷺ сказал: «Когда кто-нибудь из вас встанет ото сна, пусть не погружает руку в сосуд (с водой), пока трижды не омоет её, ибо он не знает, где находилась его рука ночью» (Муслим).

 

Осквернение воды

Если в сосуд с водой попадёт мёртвое насекомое, у которого нет текучей крови (жидкости), то этим вода не считается осквернённой. К таким насекомым относятся клоп, муха, оса, скорпион и т. п. Смерть существ, которые живут в воде, такие как рыба, лягушка рак и т. д., не приводит к осквернению воды.

 

Использованную воду не разрешено применять для удаления нечистот. Любая кожа после процесса дубления становится чистой. На ней дозволено совершать намаз, а из кожаного сосуда можно брать воду для омовения. Исключением является лишь кожа свиньи и человека.

 

Волосы мёртвого животного, его кости, копыта, сухожилия и рога являются чистыми. Если нечистоты попали лишь в одно место большого водоёма, движение воды в котором с одного края не достигает другого, то разрешается совершить частичное омовение на его другой стороне.

 

В проточной воде скверна не задерживается в одном месте, поэтому такой водой разрешается совершать частичное или полное омовение, если нечистоты в ней не видны. Воду оскверняет наличие в ней трупов тех животных, в которых течёт кровь, таких как птицы или звери.

 

Очищение колодца, если в него попала скверна

1. Если в колодце обнаружен труп человека, собаки, овцы или им подобных (по размерам), то из него следует вычерпать всю воду.

2. Если в колодце найден труп птицы, например, голубя, курицы, или кошки, или им подобных, то из него обязательно нужно вычерпать сорок вёдер воды, но желательно – пятьдесят.

3. Если найден труп мыши, мелкой птицы или им подобных, то из него обязательно надо вычерпать двадцать вёдер воды, но желательно – тридцать.

4. Всё это делается в случае, если труп не раздулся и не разложился, так как иначе из колодца следует вычерпать всю воду, независимо от того, маленькое это животное или большое. При вычерпывании воды из колодца в расчёт берётся среднее ведро, обычно используемое для этой местности.

 

Если ведро больше среднего, то в этом случае следует сравнить, сколько средних вёдер оно может вместить. Если в колодце имеется родник, и вода, несмотря на то, что её вычерпывают, прибывает вновь, то такой колодец можно очистить, вычерпав из него воду, равную объёму, имеющемуся в колодце.

 

И в этом случае следует принять во внимание слова двух достойных доверия людей, которые разбираются в определении объёма воды. Как передаётся от Мухаммада бин аль-Хасана – ученика Абу Ханифы, из подобных колодцев следует вычерпать от двухсот до трёхсот вёдер. После очищения колодца очистившимися считаются и ведро, верёвка, рука того, кто доставал воду, а также стенки колодца и его грунт, и нет нужды заново мыть всё это.

 

Количество вёдер следует начинать считать тогда, когда полностью извлекли из колодца скверну. Если даже вычерпать всю воду из колодца, но наджаса при этом будет оставаться в нём, то он так и не станет очищенным.

 

Если в колодце была найдена дохлая мышь, и неизвестно, когда она попала в него, а люди водой из него совершали омовение, стирали одежду, мыли посуду и т. д., то им надо заново выполнить все намазы, совершённые за последние день и ночь, и вымыть всё, на что попала эта вода, при условии, если мышь не разложилась и не раздулась.

 

Если это с ней уже произошло, то, по мнению Абу Ханифы, необходимо заново выполнить все намазы, совершённые за последние три дня и три ночи. По мнению Абу Юсуфа и Мухаммада, они не обязаны совершать заново ничего до тех пор, пока не убедятся в том, когда мышь туда попала. Однако мнение Абу Ханифы – надёжнее.

 

Вода, оставшаяся в сосуде после питья

Недопитая человеком вода является чистой независимо от того, кто её пил – мужчина или женщина, в состоянии полового осквернения или во время менструации, мусульманин или немусульманин. Чистой является и вода после любого животного, чьё мясо употребляется в пищу.

 

Остатки воды после собаки, свиньи и хищных животных являются скверной, а остатки воды после кошки, свободно гуляющей курицы и хищных птиц, таких как орёл и ястреб, использовать порицаемо (карахат). То же касается и остатков воды после всех существ, живущих в домах, таких как змея, мышь и т. п.

 

Если есть другая вода, то использование остатков воды порицаемо. Например, у человека есть чистая вода, которую пила кошка, и чистая вода, оставшаяся после человека, и он хочет совершить частичное омовение. Ему следует совершить омовение водой, оставшейся после человека, это лучше, чем использовать воду, оставшуюся после кошки и ей подобных.

 

Если нет другой воды, кроме той, которую пила кошка, то следует совершить этой водой омовение и не совершать таяммум (очищение землёй), так как эта вода чистая, даже если её использование порицаемо при наличии другой воды. Чистота воды, оставшейся после того, как её пили осёл и мул, сомнительна по причине расхождения в доказательствах.

 

Поэтому, если у человека имеется вода, которую пил осёл или мул, то он совершает ею частичное омовение и таяммум, дабы избавиться от этого сомнения. Разрешается начать с любого из них (сначала водой, затем землёй или наоборот).

 

Примечание:

Остатки воды после человека являются чистыми, если он не пил перед этим вино, его дёсны не кровоточили и у него не было рвоты. Но если что-либо из перечисленного имело место быть, то вода, оставшаяся после него, является осквернённой до тех пор, пока он трижды не прополощет рот или многократно не сглотнёт свою слюну, так, чтобы в его рту и на губах не осталось никакой скверны.

 

Также осквернёнными будут и остатки воды после кошки, если она съела мышь и сразу же опустила свою пасть в сосуд с водой. Но если это произошло через некоторое время, и следы скверны исчезли, то остатки воды после неё считаются чистыми, но всё же использование такой воды порицаемо. («Аль-Бахр ар-Раик», «Хашият ибн Абидин аля ад-Дурр аль-Мухтар», «Лубаб»)


ПОДГОТОВИЛ МУХАММАД-ФАРУК АЗИМОВ