29 марта
2024 года
поделиться
Категория: Психология

Два шага от двоечника к отличнику

Фразу «Не хочу учиться» от своего ребёнка слышал, наверное, каждый родитель. Дети теряют интерес к процессу получения знаний, к учёбе.

С этой проблемой за психологической помощью обращаются очень часто. Пик таких проблем приходится на младший подростковый возраст (12–13 лет). Вот для них и становится актуальным вопрос о том, как опять начать учиться.

 

Сразу скажу, что заставить ребёнка хорошо учиться невозможно, как и невозможно кого-то сделать счастливым против его воли. Надо иначе подходить к решению вопроса. Дело в том, что самый эффективный метод кого-то заставить что-то делать – это сделать так, чтобы он захотел этого сам.

 

Шаг 1

Прежде всего родители должны отойти от привычных стереотипов, типа того, что строгим контролем всего можно добиться. Это не более чем миф, и таким способом мы можем только приучить ребёнка скрывать проделки. Родители должны понять, что есть реальные внутренние причины, которые убивают у ребёнка всё желание чего-то добиваться. Как правило, всё дело во внутренней мотивации.

 

В подавляющем большинстве случаев всё сводится к тому, что по достижении определённого возраста у ребёнка расширяются границы самосознания, он начинает видеть несколько шире, и в приоритет выходят иные ценности, чем учёба. Он начинает сравнивать себя с другими и задумываться о своём авторитете в классе, о том, какое мнение о нём складывается у одноклассников.

 

Нередко эти изменения в структуре психики приводят к появлению всевозможных страхов. Дети становятся более застенчивыми и начинают чувствовать себя неловко у доски или вообще в классе. Но у них продолжает расти желание хоть как-то самоутвердиться и реализоваться, и они начинают искать новые пути.

 

Как правило, они начинают искать себя в компьютерных играх, в каких-то сомнительных компаниях или ещё как-то. Если родители замечают такие изменения, то они по привычке прибегает к проверенным методам воздействия: ограничениям, наказаниям, нравоучениям.

 

В этот момент они упускают главное – ребёнок как раз таки и бежит от всего, что подрывает его уверенность в себе. Вместо этого я часто рекомендую родителям кардинально пересмотреть взаимоотношения с ребёнком. Предлагаю на время отказаться от критики и перейти на поддерживающую модель взаимодействия. Это первое.

 

Шаг 2

Важно научить ребёнка адекватно реагировать на замечания учителей и собственные неудачи. Дело в том, что несколько неудач подряд могут легко изменить его внутреннюю мотивацию. Ребёнок может начать бояться совершить что-то новое, и его не покидает страх совершить ошибку.

 

В итоге, чтобы хоть както обезопасить себя от разочарований в самом себе, он просто уходит в некую зону комфорта – в убеждённость в том, что и так всё хорошо и нет смысла что-то менять. Самое главное в такой ситуации – убедить ребёнка в том, что он на самом деле способен на большее.

 

Если родители всеми своими действиями покажут, что верят в него, что видят в нём человека, способного добиться в жизни многого, то рано или поздно и сам ребёнок начнёт в это верить и всячески постарается доказать, что он действительно такой.

 

АЛИАСХАБ МУРЗАЕВ