25 апреля
2024 года
поделиться
Категория: Социальная

Посягательство на чужое

Мы пережили страшные времена, когда в нашей стране кража и обман становились настолько распространёнными и обыденными явлениями, что тех, кто не воровал или не обманывал, считали людьми, не умеющими жить...

Многое изменилось в лучшую сторону,  немалая заслуга в этом людей, призывающих к воспитанию у себя благого нрава, – это имамы, хазраты, учителя, воспитатели ... Однако стоит отметить, что людей, готовых в любой момент посягнуть на чужое, ещё немало.

 

И это животный инстинкт, который развивается в человеке в отсутствие в нём духовности, ответственности, а главное – страха перед Всевышним Господом, что подобные поступки – тяжкий грех. Некоторые начинают воровать ещё будучи детьми, и в этом, конечно же, виноваты взрослые.

 

Родители должны с самого раннего детства учить собственного ребёнка и подопечных, что воровство – это тяжкий грех, и нельзя приближаться к нему, что нельзя брать чужие вещи без разрешения, будь то игрушки или ещё что-либо. Но какими же станут дети, если будут видеть, что взрослые – сами воруют?!

 

Над этим стоит задуматься. Некоторые, взяв в использование чужое имущество, не отдают его, имея на это возможность, то есть просто не возвращают долги. Другие, сфальсифицировав документы, присваивают чужие земельные участки и жильё, воруют государственную собственность, берут взятки, обманным путём отбирают у людей деньги в игровых залах и казино, распространяют фальшивые деньги и используют многое другое для того, чтобы присвоить имущество, не принадлежащее им по праву.

 

За всё это человек будет в ответе перед Аллахом ﷻ в Судный день. Всевышний Аллах в Коране сказал (смысл): «О те, которые уверовали! Не присваивайте имущество друг друга запретными способами, а (обменивайтесь имуществом) только путём торговли по взаимному согласию» (сура «Ан-Ниса», аят 29).

 

Ибну Аббас رضي الله عنه сказал, что речь идёт о присвоении имущества, которое было отобрано, а хозяин его не получил ничего взамен. Есть также мнение, что в аяте говорится о запрете на заключение ложных договоров с целью присвоить чужое имущество или лишить человека его прав. Из вышесказанного ясно, что Аллах ﷻ запретил присваивать чужое – независимо от его размера и каким способом – путём притеснения и обмана или же забавы, игры в азартные игры.

 

Посланник Аллаха ﷺ в своём хадисе сказал: «Кто питается дозволенным, действует согласно Сунне и не приносит вреда людям, тот непременно войдёт в Рай». Ему напомнили: «О Посланник Аллаха ﷺ, таких же в твоей общине немало».

 

На что он уточнил: «Я говорю о тех, кто будет жить после меня» (ат-Тирмизи, аль-Хаким). В другом хадисе говорится: «Ничего не должно страшить в этом мире, если тебе можно доверять, ты правдив в речи, обладаешь благим нравом и питаешься дозволенным» (Ахмад). Что же происходит с нами?

 

Откуда эта неразборчивость в еде? Почему человек не заботится о том, чем он кормит и во что одевает себя и свою семью? В былые времена жёны, провожая мужей на заработки, предупреждали: «Смерть от голода лучше, чем если ты принесёшь недозволенное (харам)». Они так говорили, потому что были воспитаны в вере и помнили не только о наслаждениях в этом мире, но и о том, что придётся отвечать за свои поступки в Судный день.

 

Пророк ﷺ сказал своему сподвижнику: «О Сад  رضي الله عنه, питайся лишь дозволенным – и твоя молитва будет принята Всевышним. Клянусь тем, в чьей власти находится душа Мухаммада ﷺ, воистину, у раба, съевшего запретной еды, не будут приняты его хорошие деяния в течение сорока дней. А тот, у кого мясо на теле выросло на запретной пище, – будет удостоен огня Ада» (ат-Табрани).

 

Имам Ахмад передаёт от Ибну Умара رضي الله عنه: «У того, кто приобретёт одежду за десять дирхамов, один из которых был заработан запретным путём, Аллах ﷻ не примет молитву до тех пор, пока он будет молиться в ней». Затем, приставив указательные пальцы к ушам, сказал: «Да оглохну я, если это лично не слышал от Пророка ﷺ». Разве не стоит беспокоиться о том, где и каким образом мы зарабатываем имущество?

 

К сожалению, сегодня стало модно накопить состояние быстро, а главное – беззаботно. Но не будем забывать о том, что срок жизни в этом мире ограничен, что неизвестно, доживём ли мы до следующей минуты, а ведь спрос и отчёт придётся нести за каждый поступок, за каждую копейку, присвоенную обманным путём. Имам аль-Байхаки приводит хадис Пророка ﷺ: «Кто покупает краденое, зная об этом, тот становится полноправным соучастником вора в преступлении».

 

Напоследок хочется напомнить всем нам, что обман, коварство, притеснение – это такие грехи, которые не прощаются одним лишь раскаянием перед Всевышним, необходимо также добиться прощения тех, кого обделили, притеснили, унизили… А чтобы это сделать, возможно, у нас не хватит времени. «Золотое правило нравственности» – общее этическое правило – хадис Посланника Аллаха ﷺ: «Относись к людям так, как хочешь, чтобы относились к тебе» (Муслим).


АДИЛЬ ИБРАГИМОВ