Будет ли халяльным мясо животного, если его заколол этнический мусульманин в нетрезвом состоянии?

1. Как совершать намаз тяжело больному человеку, если у него открытые раны на местах омовения и он не может совершить даже таяммум (очищение землёй, совершаемое в особых случаях вместо омовения водой)? 2. Существует ли в Исламе суеверие? 3. Если муж дал беременной женщине развод и у неё произошёл выкидыш, заканчивается ли у неё ‘идда и считается ли кровь после этого выкидыша нифасом (послеродовыми выделениями)? 4. Можно ли ловить рыбу удочкой, используя при этом в качестве наживки живого червя и т. д.? 5. Будет ли халяльным мясо животного, если его заколол этнический мусульманин в нетрезвом состоянии?

статья опубликована в номере: 27 (568) / от 01 февраля 2019 (Джумад-уль-авваль 1440 г.)
107

1. Как совершать намаз тяжело больному человеку, если у него открытые раны на местах омовения и он не может совершить даже таяммум (очищение землёй, совершаемое в особых случаях вместо омовения водой)?

Имам ибн Хаджар аль-Хайтами в своей книге «Тухфат аль-Мухтадж» пишет: «Необходимо протирать землёй больное место, если оно находится в той части тела, на которую совершают таяммум, и это в том случае, если нет в этом опасности для здоровья (из тех обстоятельств, при которых совершается таяммум)».

 

Имам Абдулхамид аш-Ширвани в своих субкомментариях пишет: «А если есть опасность, то необходимо протирать лишь землёй здоровые участки и возмещать (совершённые при таком омовении) намазы из-за неполноценности основы (омовения) и замены (таяммума)».

 

Заключение:

Одним из обстоятельств, при которых совершается таяммум, является опасность для жизни и здоровья от использования воды, которая может повлечь за собой болезнь или усугубить уже имеющийся недуг, а также замедлить выздоровление. При подобных рисках обязательность таяммума также отменяется. Но после выздоровления необходимо возместить эти намазы.
 

 

2. Существует ли в Исламе суеверие?

Имам Муслим в своём сборнике передаёт следующий хадис Пророка ﷺ: «Не существует (плохого) суеверия. А лучшее из этого – фа’ль (хорошее предзнаменование). Тогда сподвижники Пророка ﷺ спросили: «Что такое фа’ль?» Посланник Аллаха ﷺ ответил: «Благое слово, которое вы слышите».

 

«Плохое суеверие – это вера в то, что некоторые приметы навлекают несчастья. Основывается оно на чём-то неприятном, будь то слово, действие или (нечто) наблюдаемое. Пророк же ﷺ сказал, что это всё не имеет никакого воздействия: ни пользы, ни вреда».

 

«В другом хадисе сказано: «Плохое суеверие – это ширк», т.е. убеждение, что приметы сами по себе приносят пользу или вред». «Что касается фа’ля (хорошего предзнаменования), то Пророк ﷺ разъяснил, что это благое, красивое, приятное слово».

 

«Учёные говорят, что Пророк ﷺ любил фа’ль, так как человек, надеясь на пользу и милость от Всевышнего Аллаха, при наличии причин, сильных или слабых, предполагающих это, пребывает в хорошем состоянии (хорошо думает о Всевышнем). Если же человек теряет надежду на Всевышнего, то это плохо для его убеждения. В плохом суеверии – плохое мнение о Всевышнем и ожидание беды».

 

Заключение:

Из вышесказанного ясно, что суеверия не существует, а значит, запрещено верить в него. Можно верить в фа’ль (хорошее предзнаменование). 
 

 

3. Если муж дал беременной женщине развод и у неё произошёл выкидыш, заканчивается ли у неё ‘идда и считается ли кровь после этого выкидыша нифасом (послеродовыми выделениями)?

Относительно этого вопроса ибн Хаджар альХайтами в своей книге «Тухфат аль-Мухтадж» пишет: «‘Идда (период, в течение которого женщина не имеет права выходить замуж) беременной женщины, которой дали развод, завершается, когда она родит живого ребёнка.

 

Также ‘идда завершается, если женщина родит мёртвого ребёнка (выкидыш). Но если выкидыш произошёл на сроке беременности от 40 до 80 дней – “’аляка”, то ‘идда не завершается». «‘Идда завершается, если выкидыш происходит на сроке от 80 до 120 дней беременности – “муд’га”, но это в том случае, если в нём проступает человеческий облик, наличие которого с уверенностью подтвердят специалисты, например акушерки.

 

Для подтверждения наличия в зародыше человеческого облика достаточно подтверждения даже одной акушерки, если это происходит в гражданском порядке (а не в судебном)». «Также ‘идда завершается, если в этом зародыше не проступает скрытый человеческий облик, но, например, акушерки (или одна акушерка, если всё происходит не в судебном порядке) без колебаний скажут, что этот зародыш – основа человеческого облика, и если бы он сохранился, то принял бы человеческий облик».

 

«...Нифас – это кровь, которая идёт после полного освобождения матки от плода, даже если срок беременности достигает от 40 до 80 дней (‘аляка) или от 80 до 120 дней (муд’га), когда просматриваются контуры человеческого облика». 

 

Заключение:

Из вышесказанного ясно, что, если беременной женщине дали развод и у неё произошёл выкидыш, ‘идда завершается только в том случае, когда специалист без сомнений засвидетельствует в этом зародыше человеческие контуры или скажет, что зародыш не обнаруживает таких признаков, но он принял бы человеческие очертания, если бы беременность продолжилась. Как уже упоминалось, признаки человеческого облика в большинстве случаев появляются только после 80 дней беременности. • Кровяные выделения после выкидыша, при котором завершается ‘идда, считаются нифасом.
 

 

4. Можно ли ловить рыбу удочкой, используя при этом в качестве наживки живого червя и т. д.?

Имам ибн Хаджар аль-Хайтами в своей книге «Тухфат аль-Мухтадж» пишет: «В категорию животных наподобие рака и стервятника, мясо которых не дозволено употреблять, попадают и те, в коих нет ни явной пользы, ни вреда. Убивать таких животных нежелательно».

 

Имам Абдулхамид аш-Ширвани в своих субкомментариях в качестве дополнения приводит слова Мухаммада ар-Рамли: «К ним также относятся жук и жукскарабей». Имам аль-Манави в своей книге «Файз аль-Кадир», комментируя хадис, переданный имамом Муслимом, пишет: «Когда вы убиваете насекомых или зверей, «то делайте это хорошо», выбирая для этого самый безболезненный, щадящий способ, способствующий наискорейшему умерщвлению».

 

Заключение:

Нежелательно ловить рыбу удочкой, используя в качестве наживки живого червя или других насекомых. И при этом крайне нежелательно насаживать их на крючок в живом виде.
 

 

5. Будет ли халяльным мясо животного, если его заколол этнический мусульманин в нетрезвом состоянии?

Учёный мазхаба имама аш-Шафии Мухаммад Амин аль-Курди в своей книге «Танвир уль-Кулуб» пишет: «Наиболее достойными для закалывания считаются: здравомыслящий мужчина-мусульманин, далее – здравомыслящая женщина-мусульманка, затем самостоятельный мальчик-мусульманин (от шести-семи лет), затем человек из людей Писания (иудеи, христиане), затем одержимый, пьяный, затем несамостоятельный мальчик (младше шести лет), но есть нежелательность в закалывании последними тремя из перечисленных из-за опасений в неправильном закалывании». «Также нежелательно закалывание животного слепым по вышеупомянутой причине».

 

Заключение:

Из вышеприведённого ясно, что разрешается употреблять мясо животного, которое заколол человек в нетрезвом состоянии, но его закалывание является нежелательным (карахат), а значит, и употреблять такое мясо является нежелательным.

 

 

ОТВЕТЫ ДАНЫ СОГЛАСНО МАЗХАБУ ИМАМА АШ-ШАФИИ
Уважаемые читатели! Вы можете присылать ваши вопросы на адрес электронной почты нашей редакции: assalamweb@gmail.com, или по телефону: +7-928-530-59-70 (СМС, WhatsApp, Telegram).
 

Также в рубрике

Ответы на вопросы от 15.04.2019 (по Шафии)

1. – Расскажите, пожалуйста, про назр. И разрешается ли отменить его, если уже сделал? 2. – Если на одежду или

Ответы на вопросы от 1.04.2019 (по Шафии)

1. – Засчитывается ли троекратный развод, данный одномоментно, как один? 2. – Есть ли основание для

Ответы на вопросы от 15.03.2019 (по Шафии)

1. Как быть с джума-намазом, если не разрешают уйти с занятий в школе, вузе, а самовольный уход чреват

– Разрешён ли плазмолифтинг Шариатом?

1. – Можно ли охотиться на диких уток – ради их чистого мяса? И разрешена ли по мазхабу имама аш-Шафии охота с