19 апреля
2024 года
поделиться
Категория: История

Караханидский каганат

Средневековое государство на территории Центральной Азии –Караханидский каганат – оказалось более устойчивой политической общностью, нежели предшествующие ему государства.

Основание его связано с деятельностью Сатука Бугра-хана и относится к 942 году. По большому счёту, Сатук был продолжателем Карлукской династии, однако на абсолютно новых условиях. Он активно распространял на своих землях объединяющую народы религию Ислам. Согласно летописям, провозгласил Ислам государственной религией Муса сын Сатука, и уже к 960 году новая религия доминировала на всей территории страны.

 

Население каганата было смешанным и представленным различными национальностями: иранцы (таджики и бухарские евреи), кара-монголы (калмыки, джунгары и ойраты), тюркские племена, преимущественно карлукской конфедерации – ягма и чигили. Выдающимся правителем этой династии был Харун Бугра-хан, носивший титул Шегаб эд-Дулэ («звезда государства») и мусульманское имя Харун.

 

К этому времени держава Саманидов пришла в полное расстройство, а к югу от Амударьи земли оказались поделены между мелкими наместниками и военачальниками, соперничавшими друг с другом. Этими неурядицами и воспользовался Караханид Бугра-хан Харун, заняв в 990 году Испиджаб – пограничную область на северо-востоке Саманидской державы, а в 992 году – саманидскую столицу Бухару.

 

Здесь он заболел, а через несколько месяцев вынужден был отступить и по дороге в Кашгар скончался. С 992 года Ферганская долина окончательно перешла под власть Караханидов. Караханид Наср ибн Али окончательно захватил государство Саманидов. В таком расширенном формате государство просуществовало вплоть до 1040 года, гранича и сотрудничая на юге со средневековыми мусульманскими государствами на территории современного Пакистана и северо-западной Индии (например, государство Газневидов) и ведя с ними активные политические и торговые отношения.

 

Впрочем, наибольшая активность наблюдалась чуть позднее – при разделении Караханидского каганата на Западную и Восточную части и государство Хорезмшахов. История ханства уже с первых десятилетий его существования насыщена междоусобной борьбой двух влиятельных семей – потомков Али Арлсан-хана, сына Мусыхана, и Хасана (Харун) Богра-хана, сына Сулейман-хана (брата Мусыхана).

 

Этими междоусобицами воспользовались кочевые племена киданей, владевшие Центральной Азией. В 1017 году кидани вторглись в Семиречье и дошли до Баласагуна, но правитель караханидов Туган-хан разбил войско киданей и заставил их отступить на восток.

 

Впрочем, тогда удалось удержать государство единым, хотя и большими усилиями. Однако дальнейшее слабое правление привело к тому, что в 1040 году Караханидский каганат распадается на Западную и Восточную части, затем от него отделяется государство Хорезмшахов.

 

Хотя, по большому счёту, вассалитет Хорезма Караханидам (а перед этим и Саманидам) был весьма условным, довольно сильная власть позволила ему просуществовать в независимом или полунезависимом состоянии вплоть до вхождения в состав Российской империи в XIX веке, даже монголы полностью никогда не подчиняли Хорезм. Наибольшее значение имело государство Западного Караханидского каганата со столицей в Самарканде.

 

С момента обретения им независимости в 1040 году уже через 20 лет оно подверглось массированной атаке тюрков-сельджуков, которые начали очередной виток великого переселения народов. В 1089 году западные Караханиды попали в вассальную зависимость к сельджукскому султану Мелик-шаху.

 

Началась вторая волна тюркизации местных иранских народов и постепенное складывание узбекской нации. Вторжение каракитаев (ветвь монголов, основавшая в Средней Азии Каракитайское ханство) в 30-х – начале 40-х годов XII века поставило Караханидское государство под их верховную власть.

 

В 1212 году остатки политического влияния Караханидского государства были ликвидированы хорезмшахом Мухаммедом.При верховном правителе, хакане, действовала государственная канцелярия (прообраз министерств) – диван. Делопроизводство велось на тюркском и арабском языках.

 

Развивались земледелие, скотоводство, ремесло, торговля. По территории проходили маршруты Великого шёлкового пути, что приносило немалую прибыль. Крупными центрами исламской культуры стали Самарканд и Бухара. В городах существовали медресе и медицинские учреждения, деятельность которых финансировалась за счёт государства.

 

Памятники культуры Караханидского государства фактически не сохранились, до наших дней дошли лишь литературные произведения «Кутадгу билиг» Юсуфа Баласагунского и «Диван тюркских диалектов» Махмуда Кашгари, «Хибатул хакаик» Ахмада Югнаки, а в области архитектуры и декоративного искусства – минарет Калян в Бухаре, караван-сарай Рабат Малик близ города Навои, портальные мавзолеи Узгена с их знаменитым орнаментальным декором.

 

Хотя при этом находится довольно много монет этого государства, содержащих различные надписи и символы. Одним из отличий караханидских монет от саманидских было изображение животных: птиц, кошачьего хищника, слона, бегущего зайца, петуха, голубя, рыбы и др.

 

Это в определённой степени может свидетельствовать о том, что, несмотря на переход Караханидов в Ислам, достаточно много они сохранили и от предыдущих языческих культов. Впрочем, караханидская культура оказала весьма значительное влияние на восточные области Средней Азии и даже  на северные пакистанские народы. 


ФАТИМА МАНЗУР, ШЕЙХУПУРА, ПАКИСТАН